Визуальные акценты в интерьере
Традиция украшения стен жилища различными визуальными образами возникла практически одновременно с появлением самого жилища, как некоего замкнутого пространства. Сразу же появилась потребность расширения жилого пространства вовне, привлечение части внешнего мира в интерьер. Человеку, как существу социальному, изначально присуще желание, даже обосабливаясь в замкнутом пространстве, поддерживать неразрывную связь с внешним миром.
Уже на заре цивилизации искусство создания картины внешнего мира в интерьере жилища дает примеры поразительного мастерства, недаром полихромная роспись потолка времен позднего неолита (35 000 – 11 000 лет до н.э.) в пещере Альтамира получила оценку как «Сикстинская капелла» первобытного искусства.
Идет время, изменяется и само жилище, и окружающий мир, появляются новые технологические возможности. Как яркие вспышки появляются барельефы Древнего Египта, фрески Кносского дворца, мозаичные произведения Месопотамии, Рима и Византии. Познаваемый мир становится все больше, и вот крестоносцы везут в Европу ковры с мусульманским геометрическим орнаментом, а из Китая приходит роспись по шелку и бумаге. Развивается станковая живопись. Разнородные традиции осмысляются на новой почве, на новом этическом, эстетическом и технологическом уровне. И все это демонстрируется на стенах общественных и частных интерьеров.
19 век – век промышленной революции, бурно развивающегося капитализма и фундамент массового производства. Развитие все более массового театра способствует обкатке на театральных декорациях экспериментальных приемов привлечения внимания, основанных на визуальных акцентах. Декорирование интерьеров становится массовым.
Рекламный плакат, заполнив все улицы европейских городов, прочно обосновывается и в интерьерах. Анри де Тулуз-Лотрек, Эль Лисицкий, Энди Уорхол – имена, как целые эпохи, оказавшие огромное влияние на декорирование пространства, как общественного, так и частного. Новые социальные тенденции, зарождение коммунистического строя тоже, несомненно, оказали влияние на подход к оформлению жилища в идеологическом и эстетическом смысле.
Бурные социальные и культурные процессы и вовлеченность в них масс людей сделали медийный, социальный и политический плакат частью интерьера, акцентом, в котором хозяин интерьера может продемонстрировать свои взгляды и предпочтения. Обилие доступной печатной продукции привело к массовому использованию коллажей, чем вовлекло потребителя (особенно молодого, требующего нового и нуждающегося в самовыражении) в созидательный процесс.
Повышение уровня материального состояния к 70-80-м годам прошлого века привело и к повышенному интересу обывателя к своему жилищу – ковры, фотообои и репродукции на стенах жилых комнат должны были акцентировать на себе внимание и сообщать об успешности и благополучии хозяев.
Наступление же цифровой эры принесло с собой не только новые технологии в визуальном оформлении, такие как проекционный мэппинг, но и новые технологические возможности в воспроизведении классических технологий – 3D-принтер с легкостью и быстротой может создать барельеф высочайшей степени сложности, а цифровая печать позволяет воспроизводить репродукции высокого качества и практически неограниченных масштабов.
Элитарное и общественное
Визуальное искусство, как изначально общественный феномен, проходя через стадию элитарности, всегда тяготеет к массовому распространению. На ранних стадиях классового общества фреска, мозаика, гобелен, роспись по шелку и бумаге, а далее уже станковая живопись могли экспонироваться только в пространствах, принадлежащих высшим силам и их земным наместникам – аристократии. Элитарность этих произведений, по большей части, возникает из-за технологической трудоемкости, малочисленности квалифицированных мастеров, и, соответственно, вытекающей из этого высокой материальной стоимости продукта. Элитарное – означает доступное лишь немногим. Когда же технологии позволяют сделать продукт, по цене доступный массовому потребителю, элитарность утрачивается, вне зависимости от эстетической ценности продукта. В дальнейшем такой продукт становится сначала модным, потом обыденным, затем зачастую проходит через стадию деградации и считается вульгарным, а в итоге, после некоторого переосмысления и трансформации возвращается и становится одним из многих приемлемых.
Подобные перипетии можно проследить на примере многих способов визуального оформления интерьера. Живопись, а конкретно то, что мы называем «картина», первоначально доступная только высшей аристократии и магнатам, благодаря развитию тиражной графики (эстампа) и многократному увеличению числа художников (больше художественных школ, снижение стоимости расходных материалов в связи с их массовым производством) уже к концу 19 века стала доступна для обывателя. Затем, по мере распространения и удешевления (зачастую за счет качества), репродукции многих картин становятся обыденностью, а со временем воспринимаются как вульгарные.
Та же, только более короткая история, произошла с фотообоями. В конце 1970-х годов в СССР начали в штучном порядке появляться фотообои западного производства – статусные, потому, что редкие. В начале 1980-х социалистическая промышленность начинает запуск массового производства фотообоев, в основном «природной» тематики – лес, горы, водопад. Фотообои становятся признаком мещанского достоинства, наряду с коврами и хрусталем, а уже к концу 1990-х годов применение в декорировании фотообоев становится равнозначным публичному признанию собственной безвкусицы.
Сейчас же, в связи с внедрением цифровой печати, в том числе и на холсте, качественные репродукции произведений живописи и плакатного искусства и даже фотообои переживают второе рождение на новом технологическом и эстетическом уровне. Тем, кто еще помнит фотообои 80-х стоит посмотреть на https://walldeco.ua/fotooboi как выглядят современные фотообои, и почувствовать разницу.
Из старых «элит» сейчас остаются, пожалуй, только мозаика, фреска и авторская живопись. Новую же «элиту» в визуальном оформлении интерьера представляет проекционный мэппинг, но, учитывая скорость развития цифровых технологий, есть все основания предполагать, что использование 3D проекций в интерьере через несколько лет перейдет из разряда элитарного в категорию развлечений для тинейджеров и скучающих домохозяек.
Резюмируя, можно сказать, что не существует устаревших решений в формировании визуальных акцентов в интерьере, каждый метод со временем занимает свое место в инструментарии декоратора. Ковры, плакаты и фотообои снова появляются на стенах; картины, мозаика, фреска и барельеф в целом никогда не покидали своих мест, а технократические 3D проекции поразительным образом создают тот же эффект, что и полихромная живопись потолков Альтамиры 30 тысяч лет назад.
Добавить комментарий