Освещение в ресторанах: тонкости и особенности освещения в индустрии HoReCa
Владельцы и управляющие крупными сетями отелей и ресторанов, как правило, знают потребности своего бизнеса настолько хорошо, что сами диктуют производителям оборудования (в том числе и светотехнического) требования, по которым должно получиться оптимальное решение. Регламенты крупных сетевых игроков индустрии HoReCa – многотомные собрания, в которых учтён многолетний опыт по работе с клиентами, формированию позитивного имиджа и индивидуального стиля. Такое трепетное отношение не удивительно, ведь такая кажущаяся мелочь, как лишняя ступенька на лестнице или непродуманное освещение, в конкурентной среде может послужить причиной отказа в сторону более привлекательного решения.
Чем выше стоимость оказываемых услуг, тем привередливее клиент и тем большее значение имеют психофизиологические и эстетические аспекты в вопросах выбора. Задача любого управляющего в мире HoReCa – сделать клиента не только постоянным гостем заведения, но и скрытым агентом, распространяющим информацию об удачном опыте потребления услуг. С развитием социальных сетей с возможностью моментальной передачи фотографий и видео в достаточно высоком качестве эффективность «сарафанного радио» возросла многократно.
Качество освещения играет одну из ключевых ролей в восприятии интерьера и создании позитивного настроения, а значит, имеет прямое отношение к формированию положительного образа любого объекта HoReCa.
Наибольшее разнообразие подходов, а значит набора потенциальных возможностей и вероятных ошибок, может быть применено в световом оформлении ресторанов. Если в пределах гостиничного номера, оснащённого всем спектром необходимых светильников с диммерами, гость вполне может самостоятельно создать световой климат, соответствующий его настроению или требующийся для выполнения каких-либо действий, то в пределах общественного пространства ресторана он, как правило, лишён возможности самостоятельно конструировать комфортное освещение. Поэтому, чтобы удовлетворить запросы максимального числа гостей, приходится крайне ответственно подходить к световому оформлению зала.
Конечно же, существуют атмосферные заведения, со своим индивидуальным подходом, как к кухне, так и к формированию эстетического образа ресторана с соответствующим дизайном и светотеневыми эффектами. Такие заведения рассчитаны на «своего» гостя, разделяющего эстетические предпочтения создателей ресторана. Тем не менее, необходимость поиска заведения «по вкусу» не всегда корректна по отношению к посетителю. Особенно актуален этот вопрос в отношении ресторанов, находящихся в комплексе с отелем.
Лучшим (для гостя) будет нахождение в отельном комплексе нескольких ресторанов и кафе на выбор. Но далеко не всегда это может быть реализовано на практике, разве что в очень больших гостинично-развлекательных комплексах. В большинстве случаев отель располагает одним базовым рестораном. Делать его узкотематическим не вполне рационально. С оговоркой – за исключением тех случаев, когда весь гостинично-ресторанный комплекс несёт общую тематическую идею, и гость осознанно пожелал посетить комплекс, заранее зная его концепцию. Таких комплексов немного. Как правило, они расположены в крупных курортно-развлекательных центрах с высокой конкуренцией на рынке HoReCa, таких как, например, Лас-Вегас.
Для того, чтобы не заставлять гостей отеля заниматься поиском ресторана «по вкусу» и не терять их как клиентов, самым правильным решением будет организация интерьера ресторана с возможностью удовлетворения максимально разнообразных запросов. И в решении этой задачи световое оформление играет одну из ключевых ролей.
Использование светотеневых комбинаций даёт инструментарий для создания различных настроений в рамках одного помещения. Преимущества зонирования пространства с помощью света бесспорны – появляется возможность разделения без использования физических преград, что не только не нарушает логистические процессы, но и в целом оказывает положительный психологический эффект за счёт локализации без изоляции.
Принципиальное отличие ресторана от столовой заключено в том, что помимо приёма пищи, ресторан является площадкой для коммуникаций. Различный характер общения подразумевает специфическую атмосферу. Деловая встреча, дружеская беседа, интимная встреча – каждый вид общения ассоциируется с определённой обстановкой и определённым световым сопровождением.
Для светового оформления ресторанов одновременно используется несколько типов освещения: фоновый (основной), рабочий (для обеспечения рабочих процессов), локальный (освещение столов, барной стойки), зонирующий, акцентирующий (используется для создания акцентов на определённых деталях интерьера). Не меньшее значение в дизайне интерьера ресторанов являются светильники, несущие в основном не утилитарную функцию, и являющиеся более арт-объектами, визуальными акцентами и стилеобразующими элементами дизайна интерьера ресторана.
Чем выше расположен источник света, тем равномернее распределение светового потока. Поэтому светильники фонового света, как правило, располагаются под самым потолком или встраиваются в его плоскость. Посредством фонового света реализуется тема продления цикла естественного освещения.
Для создания уединённых зон могут быть успешно использованы светильники с низким расположением – чем ниже расположен светильник, тем больше светотеневой контраст, который визуально зонирует пространство по границе светового потока. Также для зонирования могут быть использованы светильники, дающие направленный световой поток, интенсивность которого выше фонового освещения. Так, например, будучи расположенной в один ряд, группа таких светильников создаст эффект визуального разделения пространства «световой стеной». Подобная игра света и тени способна создавать интересные театральные эффекты, наблюдаемые из разных локаций интерьера под разнообразными углами.
Подбор и расположение светильников должны производиться ещё на этапе создания концепции и проектирования интерьера ресторана. Учитывая, что каждый уважающий себя участник индустрии HoReCa стремится к созданию уникального дизайна и узнаваемого фирменного стиля, массовая светотехническая продукция не может в полной мере удовлетворить запросы к освещению ресторанов и отелей. Как правило, в проект закладываются светильники топовых брендов, выпускающиеся лимитированными сериями или же заказывается изготовление светильников по индивидуальному эскизу.
В этом специфическом сегменте весьма сложно ориентироваться, не имея большого опыта. Специалисты Romatti компетентны в текущих мировых тенденциях на рынке светотехники для объектов HoReCa и готовы помочь как с подбором эксклюзивных моделей декоративного и функционального освещения от ведущих брендов по представленным спецификациям, так и с изготовлением светильников под заказ по проекту или эскизу заказчика с возможностью контрактного производства.
Добавить комментарий