Проект жилого комплекса «Красная площадь» в Ижевске. ООО «АБ СП VII»
Конкурс «Жилой комплекс „Красная площадь“ по ул. К. Маркса в Октябрьском районе г. Ижевск». 2017 г. Девиз 192837. ООО «Архитектурное бюро СП VII» (Новосибирск). Авторский коллектив: Бунтовская Екатерина Александровна, Матвеева Ирина Александровна, Матвеев Назар Михайлович, Ныров Александр Николаевич, Нырова Галина Николаевна
Центр города Ижевска представляет собой типичный архитектурный неансамбль, который случается со всеми немолодыми, но живыми городами, по которым проехала остросюжетная отечественная история: строили, сносили, снова строили… не реставрировали прошлое, не завершали новое строительство, ремонтировали-пристраивали. Пытались жить уютно, пытались жить одинаково, пытались жить богато — всякое было, и все наши многообразные способы жизни оставили свой след в архитектуре. Словом, город живет, и в материальном изложении фиксирует нематериальную культуру общества. Какая история, такая и архитектура: метались из одной крайности в другую — и получили чересполосицу, иногда уютную, иногда кошмарную.
И усугубляем.
Мудрые мысли корифеев о том, что архитектурный ансамбль создается композицией масс, в книжках, конечно, пропечатаны (да кто бы их читал?), но сценарий вторжения нового здания в существующую застройку в наши дни обычно прописывают не мастера архитектуры, а девелоперы. Сегодняшний всеобщий тренд — визуально вырваться из городской среды, сделать что-то грандиозное, называемое доминантой (лат. dominantio — господство, владычество), особенное, выдающееся, чтоб ни на что не похоже было, чтоб не вписываться в окружение, чтоб увидели-заметили-обалдели. Этот тренд имеет нехитрое объяснение — перепроизводство дорогой недвижимости на строительном рынке; ее надо как-то продать.
У простого наемного архитектора не так много возможностей для того, чтобы честно реализовать намерения застройщика, желающего много квадратных метров именно в городском центре, где надо бы особенно осторожно вмешиваться в городскую ткань. Честная работа означает, что новое строение и существующее окружение должны суммарно составить архитектурный ансамбль, а сколько в нем квадратных метров — определит композиция, как бы это ни было противно застройщику. Для выбора архитектурно-планировочного решения нужно согласие всех весомых сторон строительного процесса: городских властей, застройщика и проектировщика, а из этих трех единиц самая невесомая — архитектор. Главный и единственный его аргумент состоит в том, что архитектура — это искусство (если кто забыл), а объяснить разницу между великолепным архитектурным ансамблем и свалкой железобетона словами невозможно. Не так трудно проектировать, как трудно доказать правильные решения; нет в искусстве железных аргументов для неархитекторов, и осторожный автор, опасаясь обидного пренебрежения своим маловесомым оправданием (композиция-пропорции-красота), пытается опираться на регламент, который не всегда на его стороне.
Регламенты прописаны не для того, чтобы, следуя им, мы получили высококачественную архитектуру, а для того, чтобы не получили совсем идиотские или опасные объекты. А регламенты, относящиеся к памятникам архитектуры, так и вовсе (на всякий случай) запрещают любые решения — и плохие, и хорошие: «не ближе, не выше…». Это отчаянная попытка сиюминутно не загубить памятник, оставить его реанимацию на потом, раз уж сейчас (и это «сейчас» все длится-длится…) денег нет. В результате памятники, подпорченные временем и безграмотной эксплуатацией, обрастают вывесками-пристройками и никоим образом не вписываются в контекст новостроек. А те не хотят жить в союзе с памятниками, оставляя их за границами собственного композиционного решения. Итог — не в пользу памятников: сильные живут, слабые умирают естественной смертью.
Постановка задач
Для вживления новостройки в контекст площадки предполагаются следующие мероприятия:
- выполнить анализ окружающей застройки, ее стилевые особенности, баланс пространств, соотношение масс
- определить, какую роль на данной площадке играют памятники архитектуры, какие их качества следует использовать в будущем ансамбле, а какие не имеют значения
- новые строения вписать в существующую среду таким образом, чтобы добавить к существующей среде недостающее звено и создать цельный архитектурный ансамбль
Площадка под проектирование
Площадка под проектирование нового жилого комплекса размещена в старом центре города, в квартале, ограниченном:
- с востока: улицей Максима Горького, а за ней — крутой спуск к пруду
- с юга: улицей Советской; за ней — жилой квартал
- с запада — улицей Карла Маркса, а за ней — пустырь
- с севера — территорией предприятия
Центральный район города характерен значительным падением рельефа в сторону пруда (перепад высот в квартале — до 20 метров, перепад высот площадки под строительство = 13 метров).
В условиях такого рельефа заманчивым является террасирование территории, что открывает многочисленные возможности создания многоплановых архитектурных композиций.
С юга и запада квартал замкнут периметральной застройкой, с востока застройка утрачена, с севера — снесена в пользу промпредприятия.
Периметральная застройка с южной и с восточной стороны квартала однородна, хотя западный фасад квартала выстроена более ста лет назад и включен в перечень памятников архитектуры, а южный — нет (построен позже). Эта застройка интересна тем, что формирует уличный ландшафт в пределах визуальной среды пешехода. Каждое отдельное строение не представляет собой никакого шедевра, но все вместе они создают камерную и уютную среду, пропорциональную человеку. Улицы — неширокие, а высота зданий такова, что комфортное поле зрения пешехода (без задирания головы или подпрыгивания до карниза) ограничено фасадами улиц. Сходные по масштабу, но разнообразные в рамках одного фронта домики создают своеобразный пешеходный сценарий, финалом которого является архитектурный акцент: на границе квартала фронт домов прерывается, и вдруг наступает визуальный праздник-сюрприз:
- площадь, а на ней богатый пластический силуэт (например, храм)
- или бульвар, открывающий живописные перспективы
Такую городскую среду, как масштабный фронт улиц, который пока сохранился в центре города, следует тщательно охранять от изменений, и вовсе не потому, что на ней расположены памятники архитектуры. Любой из памятников, если бы был утрачен, можно заменить на современный дом, если его размеры и пропорции элементов фасада — сходны с утраченным; стиль не имеет значения, значение имеет роль здания в уличном сценарии.
С северной стороны к площадке примыкает комплекс приборостроительного завода — по-своему стильный, пропорциональный, с завершенной собственной композицией, никоим образом не соответствующей окружению. Такой комплекс уместен не на узенькой улочке, а на широком проспекте, где все преимущества его объемно-планировочного решения и пропорции масс могут быть видны. А тут для комплекса есть только одна выгодная точка зрения — с высоты дрона. Его монохромные гомогенные поверхности, выглядывающие из-за пестрых фасадов улочки, инородны, а массы его объемов создают антиансамбль с окружением. Возможно, было когда-то запланировано развитие завода за счет сноса ветхого фонда, позже причисленного к памятникам архитектуры, да не сложилось.
Архитектурная концепция развития территории
Главная цель проекта — добавить к площадке недостающее звено, чтобы помирить несочетаемые по массе и детализации фрагменты существующей застройки, а затем сложить цельный ансамбль. Недостающее звено должно обладать массой, которая уравновесит комплекс приборостроительного завода, но не сконцентрирует на себе внимание: никакого яркого образа, никакой визуальной доминанты. Недостающее звено должно мимикрировать, присвоив себе пропорции и цвет архитектурных деталей старой части улицы; создать впечатление:
- будто бы на заднем плане улицы выросла еще одна такая же, но на верхней террасе, и немного выглядывает из-за кровель
- будто там, за фронтом, нет вакуума, но нет и инородного включения
Проектом предусмотрено:
- террасирование территории
- размещение на нижней террасе фронта домов средней этажности (дублер улицы Горького, ее второй план), с домами, поднятыми на колонны, чтобы сделать визуально открытым и доступным пространство комплекса
- размещение на верхней террасе точечных разновысоких домов, создающих не сплошную стену или ряд, а живописную группу, без строя или системы; пропорции и цвет деталей домов — сходные с пропорциями и цветом домов по улице Горького; между ними — воздух, они дают богатую пластику и не являются целой-единой доминантой, концентрирующей на себе внимание
- размещение нежилых строений торгово-офисного назначения по фронту улицы Карла Маркса; таким образом замыкая квартал в том же масштабе, каким он был до утраты фронта улицы
В проекте не учтены ограничения высоты застройки, потому что в конкурсном задании нет обоснования этих ограничений (ни анализа видовых точек, ни виртуальной модели, ни выстроенной перспективы данного участка центра). Схема, на которой указаны ограничения высоты застройки — грубо-страховочная. Она страхует от неумеренного акцента, от немасштабной застройки, но не страхует от не менее уродливой визуальной пустоты за фронтом улицы, искусственной одноплановости городской среды. Архитектура — для жизни, а не для музея. Не надо мумифицировать памятники, надо с ними жить, вписывая их в городскую ткань! И хорошо бы реконструировать, хотя бы вернув настоящие окна взамен мертвечинных фанерок.
В проекте предусмотрен многоплановый пейзаж: если посмотреть на фронт улицы Максима Горького с противоположного тротуара (а далее отойти невозможно — или стена дома или откос к пруду), то за кровлями на втором плане виден комплекс приборостроительного завода, а на третьем плане — проектируемая верхушка группы разновысоких домов, по пропорциям родственных фронту улицы Горького.
В составе графических материалов (в соответствии с условиями Конкурса) на планшете представляются графические материалы, дающие абстрактное представление о проектируемом комплексе: развертки, которые можно увидеть только на очень дальней панораме, разрезы, которые никто не увидит, и общие виды, которые могут увидеть только дрон или птица. Реальные виды комплекса с точки зрения пешехода — не такие, потому что перед комплексом нет открытого пространства, и это хорошо: комплекс запроектирован именно для тесного центра города, где все точки зрения на новое строительство получаются встроенными в городской контекст и окружены реальными постройками. Визуально наш комплекс — только фон для других строений.
Верхняя терраса комплекса (отм. 6,00 м) соответствует отметке улицы Карла Маркса, нижняя терраса (отм. 0,00 м) поднята над естественным уровнем земли на 2,5—3 метра. Под нижней террасой (отм. 6,00 м) — гараж-стоянка и технические помещения. Высота террас принята, исходя из общего перепада высот площадки под проектирование. Шестиметровые по высоте помещения могут быть разбиты на 2 уровня (по 3 метра), в результате чего можно организовать технический этаж, обеспечивающий домовые коммуникации и озеленение на перекрытии террас (все это — на последующих стадиях проектирования.
Сложное пространственное построение комплекса предполагает визуальное разнообразие внутри застройки. Жилые территории не оторваны от города, комплекс насквозь проходной; в центре города организовывать «клубно-элитное» жилье с забором и вахтером — дурной тон.
Транспортные проезды как на верхние террасы, так и в гаражи — достаточно удобны.
Добавить комментарий