Скульптура как акцент архитектурной среды
Существуют детали, которые на первый взгляд могут показаться незначительными, но при этом являющиеся неотъемлемой частью каких-либо понятий, смыслообразующим элементом. Так, например, наличие галстука в костюме превращает этот костюм в деловой, воздушные шары «делают» детский праздник, и, как говорится, солянка без каперсов – не солянка. Этот же подход справедлив и в отношении оформления пространства общественных интерьеров, благоустройства городов и ландшафтного дизайна. В частности, скульптура является таким смыслообразующим элементом.
Понимание этого принципа существует с античных времён, доказательством чему служат дошедшие до нас произведения древнегреческой скульптуры, которые являлись неотъемлемой составляющей архитектурного ансамбля. Скульптура эта, как правило, представляющая собой идеализированные человеческие фигуры, является не только визуальным акцентом, но и создаёт ощущение «человечности» в восприятии всего комплекса сооружений.
О том, как это работает, можно понять и без погружения в историю искусств, достаточно вспомнить какой либо городской или парковый пейзаж с привычной уже скульптурной композицией или фонтаном, и представить себе то же место без этого смыслового ядра. Пейзаж тут же потеряет свою образность. И наоборот, можно посмотреть на обычный городской ландшафт, и представить себе его украшенным скульптурой – так простой озеленённый двор в восприятии тут же превращается в сквер, «проходное» место, благодаря правильному акценту, становится центром притяжения. То же преображение может произойти и с приусадебным участком, даже небольшого размера, главное - создание органичной композиции и соблюдение сомасштабности со сложившейся архитектурной средой.
Современная скульптура может быть исполнена из многих материалов - полимеров, бетона, древесины, но классический подход удерживает свои позиции, и первая ассоциация со словом «скульптура» – это камень, а ещё точнее – мрамор.
Производственная компания «Premier Interior» специализируется на проектировании и создании изысканных произведений из натурального камня для интерьеров, благоустройства городской среды и ландшафтного дизайна. Ознакомиться с примерами реализованных скульптур из мрамора можно на сайте компании: dizainkamnya.com
В скульптуре существует множество как пластических, так и стилистических решений. Привязка их к среде зависит от характера рельефа ландшафта, архитектуры окружающих сооружений и их назначения. В любом случае для того, чтобы скульптура удачно воспринималась и как произведение искусства, и как гармоничная часть окружающей среды, потребуется эскизное решение и архитектурный проект. Особенно это актуально при размещении крупных форм, требующих как серьёзных подготовительных работ, так и значительных финансовых вложений.
Существуют определённые правила восприятия, которые следует учитывать при использовании скульптуры в оформлении ландшафтной композиции. Например, скульптура из мрамора будет хорошо восприниматься на фоне тёмной зелени хвойных растений, и, напротив, хорошим фоном для скульптуры из гранита или бронзы будет светлая или золотистая листва. Кроме контрастного восприятия фона также важны намеченные точки восприятия скульптуры и ожидаемый эффект. Так, скульптурные композиции, размещаемые вдоль аллей, создают ощущение парадности, что весьма удачно для регулярной композиции, в которой аллея ведёт к парадному входу в дом. При этом нормой соотношения высоты скульптуры (вместе с пьедесталом) к ширине аллеи будет 1:3. Однако пропорции могут меняться в зависимости от планируемого эффекта.
В случае создания акцента в ландшафтном дизайне с пейзажной планировкой скульптура может быть размещена на повороте дорожки, что позволит создать либо эффект неожиданности, либо позволит выбрать максимально приемлемый с эстетической точки зрения угол восприятия. Там, где окружающая природная среда позволяет, желательно воспользоваться соседством водоёмов, учесть изгибы береговой линии, возможность восприятия скульптуры на фоне неба. Весьма удачным может быть размещение скульптуры в композиции с естественным камнем. Главное при этом соблюдать принцип уместности и сомасштабности, и тогда скульптура способна превратить рядовой сад в изысканный и неповторимый парк.
Добавить комментарий