Выставка «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства» в музее Востока
Государственный музей Востока представляет выставку «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства». На выставке будут представлены не известные ранее миниатюры исламских рукописей XVIII-XIX вв. из коллекций Москвы, Казани, Новосибирска и Ялты, а также татарские, индийские и пакистанские шамаили с изображением Мекки и Медины из коллекции Музея Востока, казанских собраний и коллекции Фонда Марджани. Всего будет представлено около сорока предметов.
Государственный музей искусства народов Востока
Выставка «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
10 сентября – 17 октября 2021 г.
Москва, Никитский бульвар, 12a
https://www.orientmuseum.ru/
Выставка покажет своеобразие изобразительной традиции в искусстве Ислама, истоки образов священных городов — Мекки и Медины. Изображения Каабы в Мекке появляются, видимо, вскоре после возникновения Ислама (самое раннее датированное изображение относится к XI веку). Чаще всего двухмерные изображения святыни встречаются в миниатюрах рукописей, повествующих о вознесении Пророка Мухаммада (мирадж) или о скитаниях Меджнуна. Одним из ключевых сочинений в развитии этой традиции стал знаменитый текст XV века «Далаил аль-Хайрат» («Доказательства благости…»). Книга, в которой собраны молитвы за Пророка Мухаммада, была написана в середине XV века марокканским суфием Абу Абдаллахом Мухаммадом Сулайманом ал-Джазули и стала чрезвычайно популярна: в мире сейчас насчитывается несколько сотен ее рукописных списков — не считая типографских изданий; а в России рукописей этого сочинения более трех десятков. Является одним из наиболее часто копируемых исламских текстов.
В 30-40-х годах XVIII века под влиянием османской «архитектурной» миниатюры XVI-XVII веков (в том числе под влиянием известных работ миниатюриста Насуха Матракчи) и рукописей Мухъя ад-Дин Лари «Футух ал-харамейн» («Обретение двух святынь»), в которых имелись планы священных городов Ислама, в рукописях «Далаил аль-Хайрат» появляется план-схема Медины, а уже к середине XVIII века к ней добавляется пара — изображение Мекки. Как и почему это произошло — посетители узнают на выставке.
Выставка также расскажет о нескольких традициях в показе исламских святынь в этом сочинении. Первая относится к изображениям Рауды (Райского сада) и минбара (кафедра в мечети, с которой читается пятничная проповедь) Пророка в Медине (а также могил халифов Абу Бакра и Умара). Этот канон позже найдет продолжение в шамаиле и лубке, а в настоящее время представлен сувенирной продукцией — плакатами, а также объемными изображениями святынь.
Вторая традиция — картографическая: изображение планов-схем священных городов Мекки и Медины в плоскостной проекции или в перспективе. Этот канон имеет свои истоки в османской архитектурной миниатюре XVI в. Именно эта иконографическая схема в «Далаиль ал-хайрат» повлияла на изображения Мекки на османских изразцовых панно и указателях киблы (точно установленного ориентира в сторону священной Каабы), а также на османские и татарские шамаили и религиозные плакаты из других уголков исламского мира.
В дополнение к этому на выставке будет показано влияние европейского рисунка на миниатюры «Далаиль ал-хайрат» и шамаили конца XIX – начала XX веков.
Выставка посвящена 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией и проводится при поддержке Фонда «История Отечества».
В выставке принимают участие: Фонд Марджани, Российская государственная библиотека, Научная библиотека Казанского федерального университета, Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, Ялтинский историко-литературный музей, Научная библиотека МГИМО (У) МИД РФ, Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, Национальная библиотека Республики Татарстан, Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре.
16 сентября в 19.00 в рамках выставки состоится лекция «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства».
Куратор выставки: Илья Зайцев
Новости
- Выставка «110 | Российский дизайн 1915–2025»
- Итоги конкурса «Лучший проект Подмосковья 2024»
- Пленарная сессия «Больше чем город. Новые смыслы и точки роста территорий Подмосковья»
- Выставка «Эпоха безвременья. Сидур 1924/2024»
- Итоги конкурса на разработку концепции редевелопмента Главного корпуса Ижевского оружейного завода
- В Новосибирске завершилась реконструкция музея космонавтики им. Ю.В. Кондратюка
- Итоги MosBuild Summit 2024
- Результаты VII архитектурно-художественного конкурса «Атмосфера-PROFI 2024»
- Выставка «Искусство труда» 2025 в Новой Третьяковке
- Фестиваль урбанистики и городской культуры «Пространство»
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »
Добавить комментарий