Сначала было «Яйцо». Шедевры алюминиевого дизайна
Дизайнеры мебели обратились к алюминию более полувека назад. Их первые опыты работы с металлом оставили неизгладимый след в истории дизайна и породили действительно культовые объекты, актуальные и в наши дни. Об этом в материале «Алюминиевого Вестника».
Коллекция алюминиевой мебели Роже Таллона
Мебель по Роже Таллону
Среди наиболее выдающихся достижений мебельного дизайна важное место занимают произведения Роже Таллона (Roger Tallon). Кровать, стулья и лестница, созданные гением входившего в пору расцвета своих творческих сил французского промышленного дизайнера, были показаны в 1962 году на выставке «Антагонизм II», организованной в музее Франсуа Матэ. Наиболее перспективные образцы были затем снова показаны в Галерее Лаклош в Париже.
Роже Таллон. Кресло Echiquier (шахматная доска), 1962 г.
Казалось бы, что такое в наше время стул из алюминия и вспененного полиэстера и стол с алюминиевыми ножками и столешницей из дымчатого стекла? Но ведь в начале 1960-х весь мир жил под впечатлением первого пилотируемого полёта в космос, и «космические» материалы были на пике моды, а потому появление алюминиевой мебели вызвало сенсацию среди специалистов и широкой публики!
Впрочем, своей славой Роже Таллон обязан не только отдельным творческим удачам (алюминиевые сиденья, столы и лестницы, а также портативный телевизор Teleavia P111 для «Телавиа», 1968), но также и тому, что он вышел в своей деятельности за пределы моделирования мебели и вступил в область дизайна промышленного оборудования.
Роже Таллон. Телевизор Teleavia P111, 1968 г.
Токарный станок работы Таллона «Галлик-16» не имел традиционного «футляра», он смонтирован в полном согласии с естественной логикой своих элементов; проект «городского шарика», средства передвижения на электрической тяге, доказывает, что творческое воображение может предшествовать определению функции, одновременно подчиняясь ей.
Роже Таллон. Токарный станок «Галлик-16»
Скандинавский дизайн: от муравья до жирафа
Настоящий переворот в представлениях о мебели и материалах, из которых она должна делаться, произошел в 1958 году. Именно тогда датский дизайнер и архитектор Арне Якобсен обнародовал своё теперь уже знаменитое на весь мир вращающееся кресло-«яйцо» (Jacobsen Egg Chair). Датчанин удачно использовал новые для той поры материалы в конструкции кресла из синтетической шерсти и латекса с крестообразной опорой из алюминия.
Арне Якобсен. Кресло «Яйцо» (Egg chair), 1958 г.
Кресло-«яйцо» – одна из самых прославленных датских дизайнерских моделей – было создано для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене, в котором Арне Якобсен придумал всё от экстерьера до ручек межкомнатных дверей. К слову, SAS Royal Hotel был открыт 1 июля 1960 года королём Фридрихом IX и королевой Ингрид, когда кресло-«яйцо» уже совершало свое триумфальное путешествие по страницам дизайнерских каталогов и модных журналов.
Проект Jacobsen Egg Chair вошел в историю дизайна и оказал влияние на многих авторов мебельных проектов. В фантастических фильмах и обстановке современных офисов встречаются кресла Egg и подвесные кресла, создатели которых несомненно вдохновлялись работами Якобсена, предложившего миру кресло-«яйцо» более шестидесяти лет назад.
Для Арне Якобсена было характерно следование традициям естественности в дизайне, главным источником его вдохновения была живая природа. Природные мотивы в его творчестве прослеживаются в названиях стульев: Яйцо, Лебедь, Лилия, Муравей и Жираф.
Арне Якобсен. Кресла «Яйцо», «Лебедь», «Капля». 1958 г.
Датчанин Арне Якобсен является ярким представителем скандинавского дизайна. К этому направлению относятся и другие известные мастера: Нил (Норвегия), Фабрициус и Кастхольм (Швеция), Алвар Аалто и Элиэль Сааринен (Финляндия). Этот стиль отличают уравновешенность и комфортабельность. Своими корнями он уходит в народное творчество: уклоняясь от геометрических пристрастий, характерных, например, для немецкой школы искусства Баухауз, он стремится к конструктивной ясности и простоте решений. Скандинавские дизайнеры широко и многообразно используют различные породы древесины, особенно охотно применяя тик, кожу для обивки сидений. И, как видим, наиболее заметные работы приверженцев скандинавского стиля связаны с алюминием.
Ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. Деятельность Ассоциации направлена на создание оптимальных условий для развития алюминиевой промышленности и смежных с ней отраслей. В Ассоциацию входят 128 компаний, в том числе крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России. На долю этих компаний приходится более 67% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов.
Добавить комментарий