Источники света и трансформация пространства
Удачно найденное решение интерьера не может существовать бесконечно долго. Совершенствуются технологии, обновляется оборудование, меняются тенденции, формирующие эстетические представления. Человека привлекают естественные контрасты, подобное он хочет видеть и в искусственной среде. Эмоциональное впечатление от сочетания различных светоцветовых эффектов может быть неодинаково не только у разных людей, но и у одного и того же человека – мы устаём от привычных цветовых сочетаний и зачастую рады изменениям, просто для того, чтобы что то изменилось.
Мягко и незаметно, но в сфере светотехнического оборудования в последние годы произошла настоящая революция, основанная на светодиодной технологии. Вместе с технологией изменился не только метод «извлечения» света, но и появились новые возможности в формообразовании светильников, и методы их размещения.
Светодиодные технологии позволяют снять ограничения, установленные осветительными технологиями предшествующих поколений – энергоёмкость, тепловыделение и значительный размер как самих ламп, так и осветительных устройств. Таким образом, появляется потенциальная возможность отойти от традиционной композиции расположения светильников, а точнее – усовершенствовать и дополнить её. При помощи дополнительных источников света можно значительно разнообразить световой климат интерьера, создать многофункциональное пространство, отвечающее как различным процессам, так и перемене общего психологического восприятия интерьера.
Для успешной реализации зонирования и трансформации интерьера посредством игры света и тени потребуется создание многоуровневой системы искусственного освещения, включающей в себя светотехническое оборудование различного типа в зависимости от уровня размещения светильников:
- встраиваемые
- подвесные
- настенные
- настольные
- напольные
Классическое центральное расположение потолочных светильников не может устраивать полностью, так как по мере уменьшения интенсивности светового потока к углам помещения создаётся эффект «сворачивания» пространства, что визуально уменьшает габариты комнаты и создаёт неконтролируемую световую среду. Чем более рассредоточены светильники по площади потолка, чем больше рассеянность световых источников, тем естественнее воспринимается освещение. Такая подача света стимулирует рабочее настроение, свойственное пику светового дня, особенно если используется более холодный спектр света. Это вовсе не означает отказ от светильников типа «люстра», но отводит им скорее роль визуального акцента, а не основного источника света.
Верхний уровень освещения компенсирует потребность в естественном дневном свете и является универсальным, но, зачастую, весьма обобщённым решением. Так, будучи использован после рабочего дня, такой метод освещения не способствует релаксации. В таком случае лучше дублировать встроенные потолочные светильники подвесными световыми установками с более тёплым спектром света.
Чем ниже располагаются источники света, тем отчётливей светотеневой контраст. Тем больше возможность выявления определённых зон. В зависимости от спектра и интенсивности светового потока это могут быть как рабочие, так и релаксационные зоны.
При выключенном верхнем освещении создаётся расслабляющая атмосфера, но при этом же пространство интерьера утрачивает воспринимаемый объём. Если этот эффект не желателен, то есть ставится задача получения ощущения приватности в определённом сегменте помещения, но без нарушения восприятия его объёмов в целом, можно с успехом использовать подсветку карниза ленточными светодиодными светильниками. При этом желательно располагать подсветку под таким углом, чтобы из основных точек восприятия не было видно самих источников света.
Ленточные светодиодные светильники также пригодятся для светового оформления ниш и выявления пластических элементов интерьера.
Трековые системы
Отдельного упоминания достойны современные линейные системы расположения светильников, получившие название трековых. Основное достоинство подобной системы – лаконичность и мобильность. Использование трека исключает необходимость монтажа кабеля для подключения каждого светильника. Токопроводящие элементы расположены внутри самой конструкции шины (трека). Линейное расположение позволяет реализовать, например, эффект «световой стены», а возможность крепления к треку светильников различных конфигураций и их динамичность позволяют использовать технические и эстетические возможности освещения в полной мере.
Динамика окружения важна не только для борьбы с монотонностью, но и является инструментом художественного совершенства. При этом динамика не должна становиться самоцелью, она должна логично вытекать из содержания среды в целом. Новое, неожиданное, точно продуманное визуально и психологически даёт положительный результат. А определиться с выбором инструментария для реализации поставленных целей поможет обширный каталог осветительных систем компании ТонЛайт: https://tonlight.ru/.
Добавить комментарий