В поисках города с лицом: Йошкар-Ола
К сожалению, городская ткань большинства наших городов настолько монотонна, что без соответствующей подписи к фотографии или комментария к видео совершенно невозможно определить локацию. Между такими массовыми близнецами могут лежать тысячи километров, и... абсолютно никакой разницы. Современное массовое строительство не-столичных городов не предполагает запоминающейся архитектуры. Но среди массы безликих городов нет-нет, да попадаются исключения, обладающие собственным «лицом». Один из таких городов – Йошкар-Ола, столица республики Марий Эл.
Две Йошкар-Олы
Можно сказать, что существуют две Йошкар-Олы. Первая – типичный город, структура которого была сформирована в основном в советский период. Из архитектуры раннего периода сохранились разрозненные кирпичные купеческие особняки провинциального вида и Собор Вознесения Господня постройки середины XVIII века.
Окраины Йошкар-Олы мало чем отличаются от большинства других городов – спальные районы, частные дома – всё как везде. Правда, столичного жителя высотных «человейников» может удивить меньшая высотность многоквартирных домов, большие придомовые пространства, изобилие парковочных мест, да и вообще соразмерность города человеческим запросам. Тех, кто захочет купить квартиру в Йошкар-Оле, приятно удивит разница с привычным для Москвы порядком цен.
Йошкар-Ола – один из самых «зелёных» городов России. Город изобилует парками и скверами, они занимают более 1415 гектар, что составляет около 10 кв.м. зелёных насаждений на одного жителя.
Умеренная этажность, много зелени, типовая архитектура и рациональная насыщенность общественными учреждениями – детскими садиками, школами. Немного обшарпанная, с «ранами в асфальте», но тёплая городская атмосфера, со своим колоритом и вывесками на русском и марийском языках. Это – город людей, Йошка, как ласково его зовут местные жители, но есть и другой, и это – город амбиций.
«Красный город»
Йошкар-Ола в переводе с марийского – Красный Город. Красивое имя, но будучи однажды понято превратно, стало стилеобразующим стержнем современной архитектуры центра города. С началом нового тысячелетия центральная Йошкар-Ола стала преображаться по удивительному сценарию и превратилась в нечто такое, чему сложно подобрать подходящий термин – неожиданное, броское, красное, пафосное, эклектичное, подчас совсем несуразное, но, безусловно, создающее незабываемое впечатление.
Всему этому великолепию Йошкар-Ола обязана творческому порыву бывшего (а ныне отбывающего 13 лет строгого режима за «в особо крупных») губернатора – Леонида Маркелова. Многие люди, не чуждые искусству, обхватывают голову руками при взгляде на этот архитектурный винегрет. Но они не видят картину в целом. Поэт, губернатор и культуртрегер проник в самую суть венецианского метода: «бери всё, там разберёмся» и смог превзойти создателей площади Сан-Марко с её фасадами, инкрустированными ворованными с константинопольских кладбищ надгробиями. Маркелов смог «углубить и расширить» венецианский подход, добавив в него не только московского псевдорусского стиля, самого по себе являющегося квинтэссенцией эклектики XIX века, но и культурологические штампы со всего света. Не забыт оказался и местный фольклор.
Зрителю может показаться, что поволжский город, в силу трансформации времени и пространства, подвергся нашествию всех племён и народов, когда-либо посетивших Европу. Готы и венецианцы, фламандцы и византийцы пришли в Йошкар-Олу, попутно прихватив с собой древнерусских зодчих и их подражателей из XIX века. Они пришли со своей культурой и традициями, но не нашли для выражения идей ничего, кроме красного кирпича.
Чего стоят одни только названия (улицы и площади также были переименованы с неуместных советских имён на соответствующие общему тренду): Набережная «Брюгге», Комплекс «12 апостолов» на Патриаршей площади, Царевококшайский кремль (который иронично называют самым молодым оборонительным сооружением России – построен в 2009 году по кальке с московского кремля), Республиканский театр кукол (попытка копирования немецкого замка Нойшванштайн), здание Национальной художественной галереи на площади Оболенского-Ноготкова. Готический ЗАГС со скульптурой Грейс Келли с принцем Монако (как символ счастливой семейной пары), а на них с недоумением смотрят духоскрепные Пётр и Феврония.
Весь центр Йошкар-Олы «инкрустирован» скульптурными композициями и несть им числа: поэты, цари, патриархи, военные, монахи, кони, люди, вареники и Йошкин Кот.
Китч, возведённый в эталон, создал стиль и сформировал новое лицо города. Каждый объект, будучи рассмотрен в отдельности, вызывает недоумение, но все вместе они создают неповторимый ансамбль, на который хочется не только смотреть самому, но и поделиться видами со всеми знакомыми. Всё настолько нелепо, вторично и гипертрофировано, что.... стало красивым. Правда, за всё надо платить – с 2010 года Йошкар-Ола исключена из списка исторических городов России.
Рука Фемиды грубо и несвоевременно оттащила за воротник губернатора-культуртрегера от его просветительской миссии, но масштаб проделанной работы столь велик, что уже на долгие годы сформировал лицо города. Это коллаж из чужих идей, но собранный воедино он неповторим. Остаётся надежда, что в будущем он будет использован в позитивном ключе и получит развитие, например, как место для проведения архитектурных фестивалей с реализацией новых проектов, соответствующих сложившейся уникальной городской среде центра Йошкар-Олы.
Добавить комментарий