Patrik Schumacher: «Архитектуре нужно выйти из текущей раздробленности, растерянности и плюрализма стилей»
Патрик Шумахер (Patrik Schumacher) – генеральный директор Zaha Hadid Architects (Великобритания), одного из сильнейших архитектурных и проектных бюро в мире. В компании Патрик с 1988 года, а с 2013 года – партнер и соавтор всех проектов Zaha Hadid Architects.
В октябре Патрик Шумахер станет одним из спикеров VIII Международного строительного форума и выставки 100+ TechnoBuild, который пройдет в Екатеринбурге. В преддверии мероприятия он рассказал в интервью 100+, что такое «мусорная модель урбанизации» и как решить эту проблему, существует ли мода в архитектуре и как уйти от расползания городов.
– Одномоментно бюро Zaha Hadid Architects может вести более сотни проектов. Для вас, как руководителя, важно знать подробно о каждом из них или каких-то проектов вы можете вовсе не касаться? От чего это зависит?
В Zaha Hadid Architects много талантливых и креативных архитекторов. Моя роль – направлять процесс проектирования и способствовать развитию нашей философии проектирования. Я смотрю все проекты перед их сдачей, подключаюсь к большинству проектов в роли проверяющего, часто на стадии запуска.
– В одном из интервью вы сказали, что в будущем останется лишь 5% исторической архитектуры, а остальную часть составит параметризм. Вы считаете, что к этому придут и маленькие города тоже, где нет бюджетов даже для разовых глобальных перестроек?
Инвестиции в автоматизацию процессов – расчетов, проектирования, изготовления и строительства – растут, и параметризм как архитектурный стиль, связанный с этой, уже неизбежной, технологической трансформацией тоже неизбежно распространится. Когда параметризм станет более отработанным и универсальным, он станет самым экономичным по сравнению со всеми ранними стилями, благодаря эффективности, которую принесет оптимизация адаптивной методологии.
– Мода – циклична, можно ли то же самое сказать об архитектуре? Захотят ли люди когда-нибудь вернуться к тому, с чего начинали? И будет ли у них такая возможность?
Мода может быть цикличной в рамках сезонности, но не в исторических рамках. Архитектура существует во временных рамках, более близких к историческим масштабам, а поэтому менее подвержена модным циклам. Они существуют в виде ретро-стилей, но и они затеряются в истории архитектуры. Долго значимыми они не будут.
– Многие архитекторы, и вы в том числе, говорите о том, что города должны расти вверх, а не вширь. Казалось бы, все понимают преимущества густонаселенной среды. Почему тогда происходит наоборот? В России очень много проектов освоения «чистых полей». И что нужно сделать, чтобы наконец уйти от «расползания» городов?
Освоение «чистых полей» происходит по нескольким причинам. Одна из них – это сложность и затратность строительства в уже застроенных городах. Сталкивается множество интересов, а это ведет к сопротивлению и замедлению процесса. Процесс строительства тоже более медленный и затратный. Для решения этих трудностей нужно полностью переосмыслить систему городского планирования, которая дает владельцам земель беспрепятственные права на застройку. Ещё нужно убрать ограничения по плотности, чтобы повышение цен на землю в городах разделялось между бóльшим количеством пользователей.
– Тенденция нынешнего времени – создавать здания, где люди могли бы как можно больше взаимодействовать. Почему это так важно? Разве других мест для этого недостаточно?
Именно взаимодействие является причиной для создания городских условий, где люди собираются вместе. Это наиболее заметно в молодежной культуре, клубной культуре и студенческой культуре. Но ещё это очень важно для сфер креативности и сфер знаний. Именно поэтому «пешеходная» культура и легкость передвижения по городу важна для комфортной городской жизни.
– Ситуацию, когда отсутствует план и каждый инвестор строит, что придет в голову, вы называете «мусорной моделью». Как часто вам попадаются такие места? Как всё должно быть устроено в вашей идеальной картине мира?
«Мусорная модель урбанизации» распространилась по всему миру. Решение не может исходить от властей и не может прийти ни с каким мастер-планом, придуманным «наверху». Проблему можно решить только архитектурным дискурсом и культурой. Архитектуре нужно выйти из текущей раздробленности, растерянности и плюрализма стилей.
В 20-м веке ушло около 20 лет на образование единого модернистского стиля, который объединил такие городские округи, как Белый Город в Тель-Авиве, Майами Арт-Деко и Бразилиа. Параметризм способен сделать то же самое в 21-м веке. Преимущество параметризма в его способности объединять разнообразие архитектурных воплощений, а далее – демонстрировать связь и общие черты разных зданий. Такая интеграция не требует мастер-плана. Она может производиться постепенно, по мере появления или изменения городской среды. Тезис в том, чтобы все архитекторы работали в рамках парадигмы параметризма. Идея и цель этого в том, чтобы развивать целостность, которая уже существует. Этот креативный вызов и вдохновляет, и принесёт большое удовлетворение после достижения цели. Неофициальная критика и одобрение среди коллег может иметь достаточную силу, когда дискурс главным образом направляется системой ценностей.
– Однажды вы сказали: «Мы должны научиться отличать настоящие иконы от того, что ими только притворяется». И вы же говорили, что совершенно вневременной архитектуры не бывает. Какой смысл тогда вы вкладываете в слово «икона»?
Я хотел бы провести границу между притворством и по-настоящему значимыми инновациями в активном применении нового свода рациональных принципов и ценностей.
– И продолжая тему – если вневременной архитектуры нет, что для вас тогда такие сооружения, как, например, Колизей? И какая роль им уготована в будущем?
Как зал для сбора большого количества людей в рамках мероприятий – это вневременное явление на данный момент. Но Колизей как сооружение из камня устарел.
– О чем вы планируете рассказать на 100+ TechnoBuild?
– Наверное, я расскажу о созданной среде – реальной и виртуальной – как неотъемлемой части социальной коммуникации.
Новости
- Фестиваль урбанистики и городской культуры «Пространство»
- Итоги XV Национальной премии России по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству (2024)
- Итоги III Международного Симпозиума НК ИКОМОС, Россия
- Конкурс «Лучший проект Подмосковья 2024»
- Итоги фестиваля «Зодчество 2024» (кураторские спецпроекты и деловая программа)
- Итоги конкурсной программы фестиваля «Зодчество 2024»
- Итоги конкурсной программы Best Interior Festival 2024
- Итоги Build School Project 2024
- Итоги инструментальной выставки MITEX 2024
- Фестиваль «Архитектура для людей» в Центре «Зотов»
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »
Добавить комментарий