Почему дизайнером должен стать каждый
Вокруг восприятия дизайна интерьера и предметного дизайна в общем существует множество споров и оценочных суждений, и порой складывается впечатление, что найти более-менее объективные критерии не представляется возможным. Тем не менее, они существуют (как тот суслик), но распознать и пользоваться ими может только человек, имеющий логику, наблюдательность, эстетическое воспитание, и некоторые познания в материаловедении.
Формирование дизайна интерьера подразумевает комбинацию различных составляющих: композиция, эргономика, колористика, светотеневые контрасты, формообразование предметов интерьера, свойственное тому или иному стилистическому решению. Всё это должно быть собрано воедино с учётом функциональных, эстетических, психологических и этических характеристик целевой аудитории.
Чем качественней дизайн, чем больше он вступает в резонанс со своим пользователем, тем более он становится «невидим». И в этом заключается одна из базовых проблем развития коммерческого дизайна. Здесь происходят те же процессы, что и в любой другой гуманитарной области – наука, искусство, образование или медицина – эффект виден только на негативном фоне. Зачастую потребитель просто не способен увидеть то, за что он платит. А если нет никакой разницы, то имеет смысл взять самое дешёвое. Но, на каждое действие существует пропорциональная реакция. Тот производитель дизайна, который не смог донести до своего потребителя вложенный труд и его смысл, стремится дать максимально усреднённое решение – зачем стараться, если это никто не оценит?
Разорвать этот круг может только сближение дизайнера и потребителя. А для этого каждый человек сам должен стать хотя бы немного дизайнером. Это даёт преимущества обеим сторонам. Чем больше искушённых потребителей, тем больше сам рынок для продукции качественного дизайна. Чем больше рынок, тем более – рынок компетентных участников, тем рентабельнее производство и появляется возможность использования конкурентных цен. Чем ниже стоимость и цена товара, тем больше людей может быть вовлечено в сферу осознанного потребления качественного дизайна. А это, в свою очередь, способно вывести качественный дизайн из сферы элитарного продукта, сделать его массовым, и тем самым повысить качество жизни большинства людей.
Схема простая, логичная и красивая. И, как все идеализированные схемы, работает только с рядом принятых допущений. В логике продавца самый выгодный бизнес – это продажа одного и того же стула максимально дорого максимальному числу людей до тех пор, пока не будет найдено более выгодное решение. К счастью, конкуренция на рынке дизайна не позволяет это осуществить в полной мере, но такая тенденция присутствует.
Ожидать же, что кто-то придёт и всему научит – наивно. Нужно проявлять инициативу самостоятельно, к примеру, обучиться дизайну интерьеров на специализированных курсах. Это не означает, что после прохождения обучения нужно самому становиться профессиональным дизайнером, для этого требуются специфические способности, которые есть далеко не у каждого. А вот стать осознанным критиком дизайна и тем самым помочь самому себе – вполне возможно. Хотя и в этом не стоит видеть панацею, так как любые курсы не способны дать раз и навсегда ответы на все вопросы. Основная задача таких курсов – предложить методику, упорядочивающую полученные знания и помочь структурировать эмпирический опыт. Обучение же не заканчивается никогда, так как не заканчивается и предметный мир, и формирование жилой среды. Стоит помнить, что полностью завершённый дизайн – это уже не дизайн, а экспонат.
Образ и визуализация интерьера
Первыми шагами в изучении дизайна интерьера, как правило, является ознакомление с публикациями в глянцевых журналах и на специализированных сайтах. Они демонстрируют идеи, которые должны становиться потенциальными образцами для подражания. Всё это очевидно, но у подобной презентации имеются свои особенности, которые следует учитывать при выборе решений и формировании предпочтений в области дизайна интерьера.
Во многом эти особенности зависят от объективных причин, но также есть ряд уловок и недомолвок, которые применяются в рекламных целях. Реальный человек воспринимает интерьер изнутри, чаще всего находясь ближе к центру помещений. А визуализатор или рекламный фотограф в большинстве случаев показывают интерьер «с обочины» и под самыми выгодными ракурсами, или с тех точек обзора, которые в реальном использовании интерьера невозможны. Поэтому назвать такое отображение в полной мере объективным нельзя.
Ещё один момент, связанный с визуализацией – предметное наполнение, а точнее – реальность его существования. Если предмет интерьера удачен, но его невозможно изготовить или приобрести, то такой дизайн может быть интересен только в теории.
Другой аспект – за редким исключением, интерьеры демонстрируются без присутствия в них человека. Так лучше видны детали, но с исключением человека из интерьера нарушается реальное восприятие пространства. Вообще же рекламная продукция дизайна интерьера склонна к идеализации и часто не выдерживает проверки практикой. Если дизайн интерьера можно убить брошенным в него носком – это плохой дизайн.
Добавить комментарий