Символическое значение туи в ландшафтном дизайне

Туя – одно из самых востребованных растений в ландшафтном дизайне. В природе встречается всего 5 видов рода туя, из которых 3 имеют дальневосточное происхождение (корейская, японская и сычуаньская) и 2 американских – туя западная и гигантская. Все виды туи имеют высокие эстетические качества и успешно применяются в ландшафтной архитектуре, как для озеленения городов и создания парков, так и для частного ландшафтного дизайна. Особенной популярностью пользуется вид туя западная (Thuja occidentalis), впервые завезённая во Францию из Канады в XVI веке и высаженная в садах королевской резиденции Фонтенбло. За последующие почти четыре столетия адаптации и селекции этот вид туи получил массовое распространение, благодаря приспособленности не только к умеренному климату, но и к суровым зимам, вплоть до Сибири, и способности перенести температуры до –35 °C.

Туя, благодаря длительной селекции, представлена в широком диапазоне форм и оттенков хвои, что делает её универсальным инструментом для формирования ландшафтной композиции. Так, различные сорта туи могут быть использованы для формирования живых изгородей, оформления аллей, создания визуальных акцентов, как в групповой композиции, так и в виде солитеров, карликовые формы удачно вписываются в рокарии. Многообразие форм туи и способов их применения в ландшафтном дизайне позволяет использовать в одной садовой композиции большое количество растений этого рода. Саженцы туи успешно выращиваются на территории РФ и Беларуси. Например, можно приобрести тую оптом из питомника «Садовая империя».

туи в ландшафтном дизайне

О технических, эстетических и композиционных принципах использования туи в ландшафтном дизайне рассказано много, но в отношении символического значения этого дерева существуют изрядные пробелы, заполняемые рядом предрассудков. А это, так или иначе, сказывается на восприятии ландшафтного дизайна в целом.

Плотная структура кроны туи не только благоприятствует созданию выраженных акцентов, но и создаёт атмосферу загадочности, скрытости, сакральности. Впрочем, такое восприятие свойственно для всех деревьев, обладающих светонепроницаемой кроной, особенно вечнозелёных (например, ель).

В классической европейской практике садоводства и паркостроения многие растения, помимо эстетической функции, имеют и символическое значение. Широкое распространение это явление получило в эпоху классицизма, в базисе которого лежит античная традиция, миф. Каждый элемент классического парка задумывался как погружение в мифологический контекст, примером этому служат такие шедевры искусства как парки Версаля, Фонтенбло, Петергофа, Царского села, парк Софиевка и многие другие.

Восприятие такого парка было рассчитано на образованного посетителя, способного воспринимать и интерпретировать смысл увиденного. Со временем образование в сфере восприятия античной мифологии потускнело, и его место заняли суеверия, приметы и предрассудки. Так в определённых кругах сложился ряд суеверий, приписывающих туе мортальные характеристики, вплоть до определения его как «дерево смерти», «кладбищенское растение».

Как часто бывает, суеверия формируются по принципу «или он украл, или у него украли, но лучше с ним не связываться». Не избежала этой участи и туя. Биологическое латинское название дерева thúja дано шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем в 1753 году и происходит от греческого слова θυία, означающего «ароматная древесина». Также существует глагол «thyein», имеющий значение «воскурение жертвенного дыма». В античной традиции аромату жертвенного дыма уделялось большое значение – позориться перед богами было не принято. Современное мифологическое сознание запомнило что «там было что-то про греков» и упростило ритуал жертвенных воскурений до поминального обряда о покойных. Таким образом, возникает нелепость об использовании древними греками туи в похоронном обряде. То, что в античности никоим образом не могли быть знакомы с туей, завезённой в Европу в XVI веке и опоздавшей на «раздачу мифов», по-видимому, не смущает.

Добавило путаницы и сходство пирамидальной кроны туи западной с кипарисом, благо что родственники и относятся к одному семейству Cupressaceae. Кипарис, действительно, не обделён мифологией, имеет сакральное значение и символизирует вечную скорбь об утрате. Согласно мифу, Кипарис, сын царя Кеоса и друг Аполлона, случайно убил на охоте любимого всеми, а им особенно, златорогого оленя. Горе его было безутешно, ошибка непоправима, и Кипарис просил Аполлона позволить ему печалиться вечно, что бог и исполнил, превратив его в дерево. С тех пор вечнозелёный кипарис часто используется для мемориальных посадок на кладбищах, но ареал его произрастания ограничен субтропическим климатом, а для умеренных широт по принципу внешней схожести может быть использована туя западная.

Греческие мифы вообще весьма суровы в своём трагизме, но воспринимать историю буквально как вечную расплату за инцидент на охоте было бы опрометчиво. Олень в мифологии является символом универсального мифологического архетипа, лежащего в основе большинства мировых культур – Мирового Древа, объединяющего все уровни мироздания, центра Вселенной. Непреднамеренное уничтожение единства Вселенной компенсируется творческим актом воссоздания через раскаяние, с тем же смыслом, но в другой форме, так что скорее подразумевается Древо Жизни, а не наоборот.

Такой символический ряд гораздо ближе к восприятию туи западной, которое она получила при первом знакомстве европейцев с этим растением. Французские колонисты, наблюдавшие за использованием туи канадскими индейцами, обратили внимание на её целебные свойства. Многие европейские мореплаватели были вылечены от цинги отваром из хвои туи, и в благодарность подарили ему название «жизненное дерево». Выделяемые туей фитонциды обладают противовирусным и иммуностимулирующим действием, эфирные масла туи имеют приятный запах и в целом дерево имеет высокие экологические и эстетические характеристики, что гораздо важнее  суеверий.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)