Советская мебель в современном интерьере: актуальность и реставрация
В ходе испытания временем выяснилось, что предметы меблировки, признанные ранее устаревшими и оставшиеся только в квартирах бабушек и на дачах, не только пережили большинство образцов современного массового мебельного производства (особенно в нижнем ценовом сегменте), но и дают фору последним как в качестве исполнения, так и в выдержанности стиля. Обращение к старой или вовсе антикварной мебели тем более актуально, что подобная мебель с успехом находит себя в таком популярном стиле оформления интерьера как лофт.
Проблема лишь в том, что большинство сохранившихся образцов мебели нуждаются либо в реновации с использованием современной номенклатуры отделочных материалов, либо в реставрации. Но с этими задачами легко могут справиться профессиональные реставраторы, такие как московское «Ателье по ремонту мебели» – https://obivka-divan.ru/. Особенно актуальны услуги мастеров для ремонта и обновления мягкой мебели, так как обивка изнашивается гораздо быстрее, чем приходят в негодность несущие конструкции.
Почему советская мебель снова становится актуальной
Мебель, произведенная советской промышленностью, постепенно переходит из разряда ширпотреба в статус антиквариата. Конечно, за 70 лет менялась и стилистика, и качество исполнения меблировки. Кому-то посчастливилось, и до него дошла мебель в «номенклатурном стиле» позднего рационального модерна – с обивкой сукном и ценными породами древесины, или трофейные образцы меблировки – но это скорее исключение. Большинство же сохранившихся предметов мебели произведены в эпоху модернизма – в 50-70 годы.
Тем не менее, именно эта мебель, ранее считавшаяся совершенно обыденной и представленная практически в каждой квартире, вызывает все больший интерес. Что это – просто ностальгия или предметы меблировки советского времени имеют реальные достоинства?
Почему же изменилось отношение? Во-первых, прошло время, которое уравняло технологическое и стилистическое отставание советской мебельной промышленности от зарубежных производителей мебели. Отставание это было в среднем на 10 лет, что, безусловно, много, когда речь идет о текущем моменте, особенно это было заметно при просмотре фильмов итальянского и французского производства, транслировавшихся в широком кинопрокате. Но по прошествии 50 лет разница совершенно нивелируется – и то, и другое переходит в состояние антиквариата.
Во-вторых, если уж советская промышленность, хоть и с отставанием, но бралась что-либо выпускать – продукция производилась огромными тиражами, что приводило в целом к большей рентабельности производства, но наполняло квартиры одинаковой обстановкой. Это раздражало многих потребителей с повышенными требованиями и ухудшало отношение к отечественному продукту – хотелось чего-то редкого, заграничного, того, чего нет у соседей. По прошествии времени число сохранившихся экземпляров массовой продукции сильно уменьшилось – теперь они сами стали той редкостью, которой нет у соседей.
В третьих – цена, качество и стиль. Особенностью советской мебельной промышленности является массовость и нерасторопность, но для этого существуют объяснимые причины, связанные с рентабельностью производства. Что же касается качества образцов, здесь тоже есть своя собственная, социалистическая специфика, заключающаяся в том, что в целом массовый продукт уступал в качестве и изысканности дизайна топовым образцам зарубежных производителей, но при этом был гораздо выше того бюджетного сегмента продукции, которым пользовалось большинство населения тех же капстран. Стоимость этих изделий была гораздо ниже, чем в аналогичном сегменте капиталистического рынка, что делало эти предметы доступными практически для каждого. И этот принцип применим не только к мебели.
Учитывая значительное отставание СССР в области конкурентного промышленного дизайна, за образец зачастую брались эталонные предметы интерьера мировых лидеров. В период 50-70-х годов безусловным лидером на рынке дизайна была Италия, с которой у СССР были весьма теплые отношения, особенно в сфере промышленности. Это в значительной мере отразилось на выборе образцов для копирования, которые отбирались из уже прошедшего проверку рынком ассортимента по принципу соотношения технологичности производства и актуальности дизайна – то есть самые эффективные модели.
Мы приводим несколько иллюстраций с изображениями итальянской мебели 50-х годов и советской 60-х – попробуйте найти значительные отличия. Да, они во многом вторичны, но все же это аналоги лучших представителей мирового рынка промышленного дизайна и при этом намного дешевле (собственно говоря, именно этим занимается Китай в последние десятилетия).
Какую мебель стоит реставрировать
Вся ли мебель советской эпохи достойна реставрации и сможет являться стилеобразующим элементом современного интерьера? Безусловно – не каждая. Например, продукция 80-х годов, произведенная уже не по принципу качества, а исходя из рыночных идей прибыльности и рентабельности, практически не представляет интереса. Те же «стенки» – мечта домохозяйки позднего СССР – где вместо лакированного массива дерева использованы плиты ДСП, оклеенные текстурной бумагой и залитые лаком (и в довершении снабженные пластмассовой фурнитурой) – никуда не годятся, благо что они уже в основном развалились.
Другое дело продукция 50-70х годов, в особенности не корпусная – кресла, кушетки, комоды, серванты – производимые из натуральных материалов – массива древесины, стекла, стали. Эти предметы и конструктивно, и стилистически вполне соответствуют современным требованиям. Хорошо поддается реставрации мягкая мебель, так как основной износ приходится на внешние слой изделия. Но даже если имеются повреждения самих конструкций (такие, как рассыхание узлов, трещины, выбоины), в большинстве случаев они подлежат реставрации, главное, чтобы производство работ было поручено квалифицированным специалистам.
Добавить комментарий