Проект театра им. Галиасгара Камала | АБ «Megabudka»
![Архитектурная концепция Татарского Государственного Академического Театра им. Галиасгара Камала. г. Казань. Консорциум под лидерством АБ «Мегабудка» Архитектурная концепция Татарского Государственного Академического Театра им. Галиасгара Камала. г. Казань. Консорциум под лидерством АБ «Мегабудка»](https://totalarch.com/files/project/kamal-megabudka-00.jpg)
Конкурсная архитектурная концепция Татарского Государственного Академического Театра им. Галиасгара Камала. Консорциум под лидерством «Мегабудка» (Москва, Россия)
- «Архитектурное бюро «Форм» (Москва, Россия)
- «ЗАРФ» (Казань, Россия)
Татарский театр имеет огромное культурное значение. Он лежит в основе театров тюркских народов. Поэтому новое здание татарского народного театра в Казани должно стать особым. Когда в здании читаются культурные слои и смыслы, создается та самая особая идентичность архитектуры народного татарского театра.
Первый идеологический слой – это ландшафт. Театр находится в зеленой зоне, примыкающей к озеру Кабан. Геопластика скрывает основной строительный объем без необходимости заглубления и позволяет театру стать продолжением парка. Рельеф отсылает к зеленым террасам набережной озера Кабан. Террасы собирают осадки, которые хранятся в резервуарах под насыпным рельефом. Эта вода используется для полива и хозяйственных нужд театра. Также ландшафт формирует различные функциональные зоны, обзорные площадки и прогулочные маршруты.
Следующий слой – лента с национальным орнаментом, которая отсылает к голубой шали – самой известной постановке театра Камала. В некоторых местах «шаль» приподнимается, формируя входные группы и наиболее эффектные визуальные связи между интерьером и парком.
Местная легенда гласит о несметном ханском богатстве, спрятанном на дне озера Кабан. Поэтому объединяющим образом театр становится атрибут богатства хаситэ – историческое татарское украшение с камнями. Как и Хаситэ, архитектура демонстрирует высокий статус театра для всего Татарстана.
Коробки залов и блок администрации напоминают драгоценные камни, которые возвышаются на холмистом рельефе. Каждый камень обладает семантическим значением и переплетается с функцией каждого объема. Восточный зал для проведения традиционных фестивалей похож на бирюзу – камень, почитаемый в Древнем Востоке как символ силы предков.
Экспериментальной сцене универсального зала соответствует Аметист, дарящий своему владельцу вдохновение и новые идеи. Большой зал – это сердолик – этот камень традиционно использовался как центральная вставка в ювелирных украшениях. В мусульманской религии считается, что он оберегает семейные ценности. А желтый топаз как символ лидерства и мудрости соотнесен с управляющим блоком администрации. Но фасады напоминают не только фрактальную структуру камней. В них читается преемственность переосмысленного советского модернизма. А созданные на основе элементов национальной архитектуры завершения вызывают у зрителей ассоциацию с праздником и запоминаются.
Особую роль играет фасад административного блока. Он формирует фронт улицы и олицетворяет театральный занавес, превращая путь зрителя в театральное действо. Сначала посетитель пересекает открытую парадную театральную площадь, проходит под занавесом в арку и попадает в укрытый от уличного шума театральный двор с уличными перформансами. Здесь через высокое стекло зритель видит резную оболочку сердолика – объём центрального зала.
Затем проходит в двусветное пространство фойе и попадает в зрительный зал. Интерьер зала большой сцены стилизован под городскую среду как напоминание о том, что татарский театр начинался с улицы. Ориентация зрительных залов на различные стороны света создает возможность перемещения через общественные пространства между залами и позволяет создавать совершенно различные сценарии использования: организовывать входы с любой из сторон в любой зал, объединять или разделять фойе и проводить мероприятия любой сложности.
Таким образом, комплекс театра объединяет множество смыслов и превращает пространство в театральный ландшафт, интегрированный в природный парк. Здесь предусмотрено множество открытых и закрытых пространств для развивающего досуга, ведь народный театр должен оставаться центром культурной жизни даже между спектаклями. Театр становится не только пространством для театральных представлений, а настоящим сердцем татарской культуры и общественной жизни горожан.
Добавить комментарий