Элитный дизайн или дизайн для элит?
Понятие «элитный» в применении к архитектуре и дизайну стало активно использоваться в отечественной лексике весьма недавно (также как и сам термин «элита»), но за это время претерпело ряд трансформаций от безусловного почитания до скептического недоверия. А активное использование слова «элитный» в маркетинге, в том числе и в отношении весьма проходного продукта, привносит путаницу и девальвирует само понятие. Один из вопросов, связанный с этим термином, являются ли тождественными понятия «элитный дизайн» и «дизайн для элит»? Конечно же, речь об элите идёт не с позиции меритократии, а с точки зрения реального мира, в котором качественные и количественные показатели напрямую коррелируют с финансовыми возможностями.
Чем больше бюджет, выделяемый на дизайн объекта, тем шире инструментарий профессионального дизайнера и потенциальные возможности. Но потенция вовсе не означает успешную реализацию, так как дизайнер далеко не всегда волен воплотить идею и напрямую зависит от эстетических пристрастий заказчика.
Глядя на сюжеты из новостных сводок об очередной вилле «элитария» (реальной или приписываемой – не важно) с барочными альковами, тяжеловесной лепниной, раззолоченными иконостасами и прочими пышными атрибутами безвкусицы, невольно возникают сомнения в существовании элитного дизайна, или, во всяком случае, в какой-либо причастности обладателей серьёзных капиталов к дизайну. Причём это явление носит интернациональный характер, просто «родные» примеры ближе и поэтому воспринимаются особо остро. И более раздражает не столько сам факт гипердорогой недвижимости, а бездарность, с которой потрачены столь значительные средства.
В большинстве таких случаев в основе лежит банальная эстетическая безграмотность. Но всё далеко не так просто. Разные культуры имеют различный эстетический и этический базис и это определённым образом сказывается на представлениях о прекрасном и уместном. Где-то принята демонстрация богатства, в других местах это считается не приличным. Кто-то ориентируется на национальные художественные традиции, для других же всё эстетически привлекательное всегда находится по другую сторону границы. Это не хорошо и не плохо – это факт.
В нашей культуре превалирует традиция к демонстрации состояния, и тут мы не одиноки и не являемся крайним выражением самолюбования. Достаточно вспомнить образцы американского ар-деко на пике его популярности в 1920-30-е гг.: инкрустация драгоценными камнями, перламутром, слоновой костью и кожей крокодила на фоне отделки из палисандра и эбенового дерева, под девизом «используем всё, что дорого и экзотично». Или можно вспомнить подход, сформировавшийся в гражданской архитектуре в странах Центральной Азии, Индии, Иране, где демонстрация богатства – обязательный ритуал, подчёркивающий социальный (а зачастую и политический) статус. А ведь есть ещё и Венеция с её византийско-готским коктейлем из свезённых со всего средиземноморья артефактов. На фоне этой пестроты и демонстрации богатства наши пристрастия выглядят вполне умеренными. Можно сказать, что мы находимся посередине и оказываемся под влиянием различных культур, наша история и география к этому располагают.
Какие же критерии определяют дизайн квартир элитный? Настоящий «элитный дизайн» несёт в себе корпус понятий не только эстетических, но и этических. Дорого, эксклюзивно и качественно, но этого мало – все элементы должны быть собраны в единую эстетическую концепцию, дающую не только информацию о том, сколько у её владельца нулей в банковском счёте. Стилистических решений масса, и всё зависит от того, какой эффект должен получиться в итоге.
Демократичные эстетические концепции в духе модернизма, интернационального или скандинавского стиля хоть и популярны в массе, но не дают достаточной возможности для демонстрации богатства. В общественном понимании «элитный дизайн» ассоциируется с понятиями престижно, презентабельно, респектабельно, благородно, роскошно, экстравагантно. Но, стремясь реализовать эти понятия без профессионального подхода, всегда есть возможность получить другие предикаты: вычурно, нелепо, безвкусно, пошло. Как итог – просто дорогостоящие квадратные метры, не более. Лучший способ избежать этого – проявление иронии. Такую возможность предоставляет стиль фьюжн, подразумевающий постмодернистскую ироничную смесь жанров, в которой роскошные предметы не будут смотреться вычурно. Это эклектика, но тщательно продуманная и срежиссированная, подчёркивающая индивидуальность владельца и чувство вкуса.
Бывают случаи (и довольно часто), когда определённая стилистика не является результатом личных эстетических представлений заказчика, а навязывается средой, в которой приняты определённые штампы, маркирующие понятие элитности (высокая цена, богатая пластика, определённые бренды, использование драгоценных материалов и т.п.). То есть, заказчик может бы и рад другому выбору, но, как говорится, «пацаны не поймут», и выбор стилистического решения должен соответствовать требованиям определённого бизнес-сообщества или официальному протоколу.
В таких случаях задача грамотного архитектора-дизайнера состоит в сведении к минимуму эстетического ущерба от использования таких маркеров. Для реализации подобных задач могут быть успешно использованы стилистические решения в духе неоклассицизма, предполагающие решения на основе ордерной системы. Также удачным вариантом будет применение сдержанного ар-деко – и респектабельно, и изящно.
Тиражирование «элитного дизайна»
Понятие «элитный» (т.е. «отборный») по определению противопоставляется массовому продукту, хотя многие из привычных и весьма обыденных вещей в своё время прошли через стадию «элитарности» (автомобиль, мобильный телефон и т.п.). То есть, «элитная» вещь со временем, при развитии производственных технологий, стремится стать массовой. Но при этом она перестаёт быть элитной, хотя и продолжает обладать всеми своими достоинствами. Это касается не только технологичных гаджетов, но и таких традиционно капиталоёмких объектов, как недвижимость.
Иногда девелоперские ухищрения с тиражированием «элитной недвижимости» приобретают гротескные формы. В этом смысле крайне забавен и поучителен пример попытки масштабировать и тиражировать «элитные» (конечно же, со скидкой на соответствующий менталитет) коттеджи в проекте Burj Al Babas (Турция). Изначально спроектированный в духе «шато» особняк должен был привлечь внимание инвесторов из региона Персидского залива. Отличное место вблизи побережья Средиземного моря не смогло спасти идею многократного повторения «элитного» сюжета. Как итог – проект, начатый в 2014 году, к 2019 был брошен, компания обанкротилась, и даже те немногие покупатели, которые успели вложиться в проект, отозвали свои заявки.
Ещё один «подводный камень» поджидает заказчиков, ориентирующихся на страну происхождения бренда и обещание элитного продукта, но не имеющих специальной подготовки в сфере промышленного дизайна. Зачастую такой дизайн разрабатывается специально «на вывоз» и не имеет никакого отношения к высоким образцам итальянского или австрийского дизайна. Не будем называть имена, но таких компаний десятки, и без участия профессионального дизайнера легко можно наткнуться на эрзац-продукт (не обязательно некачественный, просто «не именитый»). Впрочем, проверить такие «бренды» достаточно легко: если об этой компании / дизайнере / серии есть информация только на сайте производителя и в кириллическом сегменте интернет, но нет достаточного числа упоминаний на родном языке – предложение фейковое. Настоящий бренд всегда проявляет себя на выставках и в модных каталогах.
Подобный подход практикуется европейскими производителями с античных времён. Ещё римляне, общаясь с германцами и галлами, производили для них в промышленном масштабе предметы «варварской роскоши» – богато раскрашенные и инкрустированные драгоценными камнями, при этом сами считали свою продукцию неприличной для воспитанного человека. Хотя, надо отдать должное, те немногие дошедшие до нас предметы «варварской роскоши» сейчас вызывают восхищение.
Добавить комментарий