Искусственный камень: высокие технологии или эрзац-продукт?
Дерево и камень остаются основой строительства с момента зарождения самой идеи создания сооружений. Только на последнем этапе, который по историческим меркам ничтожен, их тандем был разбавлен металлами и полимерами. Это обстоятельство влияет не только на сам технологический процесс, но и на формирование визуальных образов, эстетики, архетипов.
Отказаться от дерева или камня, найти им технологическую замену, постепенно становится возможным, но их базовое значение настолько велико и прочно ассоциируется с самой сутью строительства, что ментальная отмена их невозможна. Во всяком случае, процесс отхода от этих образов растянется на столетия. Это как с известным психологическим тестом «Дом. Дерево. Человек» – большинство людей уже многими поколениями живёт в многоэтажной урбанизированной среде, но упорно рисует избу, когда нужно визуализировать образ дома.
Игнорирование факта существования подобного архетипа означает неудовлетворение имеющейся потребности, что не хорошо по отношению к людям, и возможности на этой потребности заработать, что плохо по отношению к деньгам)). Реализуется это весьма по-разному, порой приобретая весьма гротескные формы, как пластмассовое дерево сайдинга или металлическая бутовая кладка профлиста. Такие незамысловатые попытки косплея рассчитаны на восприятие издалека, но приводят к разочарованию при детальном рассмотрении, особенно при тактильном контакте. Подобные эрзац-продукты в итоге ставят под сомнение возможность создания искусственного материала, приближающегося в восприятии к натуральному. Но это вовсе не означает, что сама попытка создания подобных материалов обречена на неудачу.
История строительства связана не только с применением имеющихся природных материалов, но и с постоянным творческим поиском решений технологических проблем, возникающих из физических свойств этих материалов. Для дерева это ограниченные размеры, хрупкость и недолговечность. Для камня – вес, высокая теплопроводность и его недоступность в большинстве регионов. Решить многие проблемы древесины удалось лишь недавно благодаря развитию технологии клееной древесины и компьютерному моделированию. По сути это уже не вполне «натуральная» древесина, так как природный материал был разобран и пересобран заново. Но ведь это не делает его эрзац-продуктом, а лишь улучшает его качества без потери свойств, характерных для природного материала. И это дало возможность строить по-настоящему многоэтажные (свыше 5 этажей) здания из древесины – лёгкие, экологичные и оригинальные.
Создание искусственного строительного камня – технология настолько древняя, что уже воспринимается как естественная. Выражение «натуральный кирпич» ни у кого не вызывает вопросов. Благодаря этой технологии каменное строительство стало возможным там, где никогда камня не было (а это наибольшая часть территорий, особенно в России). Но при этом понятие «кирпича» и его применения постоянно видоизменялось. За время своего существования технология производства кирпича проделала огромный путь, в начале которого был кирпич-сырец, а в конце – декоративный кирпич, который является уже не конструкционным материалом, а его образом, использующимся для декоративной отделки фасадов и интерьеров зданий.
В реализованной отделке, и визуально, и тактильно, качественный декоративный кирпич не отличим от полноразмерного облицовочного кирпича. При этом из материала убрана не требующаяся в конкретном применении несущая функция, а это, в свою очередь, уменьшает объём и вес, что делает возможным применение без усиления строительных конструкций и увеличения строительного объёма. Таким образом, высокие декоративные свойства материала могут быть применены в тех условиях, где ранее это было невозможно или затруднительно – в интерьерах зданий, построенных не из кирпича, и в облицовке фасадов зданий на слабых фундаментах.
Такую полезную модификацию «кирпича» или «камня» никак нельзя назвать эрзац-продуктом. Понятия «искусственный» зачастую носит негативную коннотацию, воспринимается как эрзац-заменитель и противопоставляется «натуральному», то есть априорно «настоящему». Такие определения не вполне корректны по отношению к материалам, как искусственный облицовочный камень или декоративный кирпич (любой кирпич – искусственный). Различие заключается в том, что искусственный камень в данном случае не пытается заменить все функции камня, а только декоративную, эстетическую. При этом облицовочные работы становятся более технологичными и требуют меньше времени на их производство.
Декоративный кирпич придаёт помещению ощущение тепла и естественности. Богатая текстура этого материала хорошо раскрывается в интерьерах, решённых как в индустриальных (лофт), так и «естественных» стилях (скандинавский, прованс и пр.). Вообще же применение искусственного камня в облицовке фасадов зданий и их интерьеров не ограничивается никакими стилистическими рамками и непосредственно зависит от архитектурной идеи. И весь вопрос заключается в качестве изготовления, а не в «искусственности» или «натуральности».
Материалами для производства искусственного камня служат гипс, цемент, глина и композиты. Добавление различных наполнителей изменяет структуру и колористику. Для интерьерных материалов в качестве основы выступает гипс (менее стойкий к ударным нагрузкам, но гораздо легче цемента). Для фасадного отделочного камня используется портландцемент М500. Габариты таких изделий могут быть различными. Камень может быть прокрашен в массе. Такой способ производства делает цвет более устойчивым, также исключено разноцветье при сколах или распилах. Водопроницаемость подобных камней низкая и составляет в максимуме всего 5%.
Существует несколько способов производства искусственных камней: гиперпрессование, вибропрессование и вибролитьё. Метод вибролитья, пусть и менее производительный, позволяет получить камень сложной геометрии, а также различных фактур поверхности, максимально точно приближенных к природным камням или винтажным кирпичам. Вибролитьё предполагает использование смеси, чьи физические характеристики позволяют полное заполнение силиконовой формы без полостей и непроработанных элементов. Затем заполненные формы (матрицы) поступают на вибростол, где происходит виброуплотнение. Затем на заднюю поверхность наносятся насечки или бороздки для лучшего сцепления с поверхностью готового изделия. Следующий этап – перемещение форм в камеру ТВО (тепловлажностной обработки) на сутки. Камера обеспечивает стабильную температуру около 40° при влажности 99%. Такие условия позволяют бетону набрать прочность порядка 70% от проектной за небольшой временной период. Затем, после распалубки, изделия поступают в камеры нормального твердения, проводя там до 5-7 суток.
Добавить комментарий