Цикл лекций Кирилла Постернака «Архитектура русского барокко» (14 января – 23 марта 2021)

Цикл лекций Кирилла Постернака «Архитектура русского барокко» (14 января – 23 марта 2021)

Авторский цикл лекций Кирилла Постернака «Архитектура русского барокко» посвящен одной из ярчайших страниц в истории русской архитектуры – эпохе барокко. В ходе лекций слушатели смогут проследить ход развития русского барокко от его предшественника, своеобразного «нарышкинского стиля» конца XVII века, через эксперименты петровского времени, к яркому расцвету елизаветинского барокко середины XVIII столетия и его постепенному угасанию после воцарения Екатерины II. Отдельные лекции будут также посвящены петровскому барокко в Москве, строительству Санкт-Петербурга и творчеству Франческо Растрелли. 14 января – 23 марта 2021. По вторникам в 19.00. Лектор – Кирилл Владимирович Постернак – научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, заведующий сектором Биографического словаря архитекторов, специалист по русской архитектуре XVIII века.


На пути к барокко: русская архитектура XVII века

14 января 2021, четверг, 19:00

Первое знакомство русских зодчих с художественным языком европейского барокко было опосредованным. Заключение Андрусовского перемирия, а затем и «Вечного мира» с Речью Посполитой в 1686 году способствовало сближению русской и польской культур, массовому переселению в Москву украинских и белорусских мастеров из бывших польских земель. Под их влиянием в конце XVII века в русском зодчестве сложилось своеобразное направление, получившее в наши дни именование «нарышкинского стиля». Его еще нельзя охарактеризовать, как настоящее барокко – он прочно укоренён в средневековой традиции. Тем не менее, распространение «нарышкинского стиля» способствовало обновлению художественного языка русских мастеров, подготовило почву для восприятия настоящей барочной стилистики в следующем XVIII столетии.

Подробно


Петровское барокко в Москве

19 января 2021, вторник, 19:00

Возвращение в 1698 году в Москву Великого посольства Петра I дало новое направление развитию русского зодчества. Буквально в течение нескольких лет в Москве и Подмосковье появился целый ряд построек, явно вдохновленных европейской архитектурой. В их возведении принимали участие не только русские, но и специально приглашённые иностранные мастера. К этому же времени относится распространение новых типов производственных, административных и общественных зданий, дотоле неизвестных русскому зодчеству.

Подробно


Основание и начало строительства Санкт-Петербурга

26 января 2021, вторник, 19:00

Основание Санкт-Петербурга в 1703 году стало ключевым событием в истории русской архитектуры. Именно здесь отрабатывались и закреплялись новые решения во всех сферах архитектурной науки: от фортификации и градостроительства до убранства интерьеров. Над планировкой и застройкой Санкт-Петербурга работали многочисленные иностранные архитекторы, среди которых были лучшие мастера своего времени.

Подробно


Санкт-Петербург – новая столица России

2 февраля 2021, вторник, 19:00

В 1712 году Санкт-Петербург был официально объявлен столицей русского государства. Желая ускорить строительство города, а также собрать лучшие кадры со всей страны, в 1714 году Петр I издал знаменитый указ, запрещавший каменное строительство повсюду в России, кроме Санкт-Петербурга.

Подробно


Упадок и возрождение: архитектура барокко после Петра I

9 февраля 2021, вторник, 19:00

К началу 1720-х годов многие петровские проекты были полностью или частично воплощены в жизнь. Окончание Северной войны создало благоприятные условия для развития отечественной архитектуры, но смерть Петра I в 1725 году помешала дальнейшему осуществлению его планов. Интенсивная строительная деятельность в Санкт-Петербурге и его окрестностях прекратилась. Многие иностранные мастера покинули Россию. Лишь стабилизация политической ситуации в царствование Анны Иоанновны в 1730–1740-е годы вкупе с окончательным перемещением русской столицы в Санкт-Петербург способствовала подъёму в области гражданского и церковного строительства. К этому времени относится начало деятельности первых русских архитекторов, получивших европейское образование.

Подробно


Растрелли. Начало пути

16 февраля 2021, вторник, 19:00

Франческо Растрелли (1700–1771) – крупнейший русский архитектор эпохи барокко. Начало его творческой деятельности относится к петровскому времени. Уже в середине 1730-х годов молодой зодчий обратил на себя внимание императрицы Анны Иоанновны и ее фаворита Бирона, возводил дворцы в Петербурге, Москве и Прибалтике. Переворот 1741 года, приведший к власти дочь Петра I Елизавету, едва не стал для Растрелли катастрофой, однако архитектор смог быстро восстановить своё положение при дворе и даже получить новые заказы на перестройку царских резиденций.

Подробно


Растрелли. В зените славы

2 марта 2021, вторник, 19:00

Добившись покровительства императрицы Елизаветы Петровны, Растрелли возглавил все важнейшие стройки в России. Созданные им торжественные ансамбли – Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе и Петергофе – стали вершинами русской архитектуры середины XVIII столетия.

Подробно


Елизаветинское барокко в Петербурге

9 марта 2021, вторник, 19:00

Царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) – золотой век русского барокко. В этот период выдвинулась целая плеяда русских зодчих, которые вместе с Растрелли стали создателями ликующе-праздничного стиля, именуемого сейчас «елизаветинским барокко». Важнейшие его памятники были сосредоточены в столице русского государства – Санкт-Петербурге.

Подробно


Елизаветинское барокко в Москве и провинции

16 марта 2021, вторник, 19:00

Основные творческие силы в России середины XVIII века были сосредоточены в Санкт-Петербурге. Тем не менее, Москва и провинция не остались в стороне от художественных новаций. Местные мастера разрабатывали собственные варианты парадного «елизаветинского» стиля, опираясь на локальные художественные традиции.

Подробно


Архитектура барокко екатерининского времени

23 марта 2021, вторник, 19:00

С воцарением в 1762 году Екатерины II в архитектуре Санкт-Петербурга восторжествовало новое стилистическое течение – классицизм. Лишь для загородных дворцов и увеселительных павильонов допускались игривые формы рококо или «китайского» стиля. Виднейшие зодчие эпохи барокко в течение нескольких лет получили отставку. Тем не менее, барокко в России не исчезло одномоментно. Выдающиеся барочные памятники, относящиеся, главным образом, к области церковной архитектуры, создавались в Москве и провинции вплоть до конца XVIII века.

Подробно


Все лекции платные, проходят на платформе Zoom
Стоимость одной лекции – 200 рублей
http://muar.ru/events/lektsii2

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)