Готика просвещения. Юбилейный год Василия Баженова

Готика просвещения. Юбилейный год Василия Баженова

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Фонд IN ARTIBUS

Готика просвещения. Юбилейный год Василия Баженова

Кураторы: Сергей Хачатуров, Анна Корндорф, Зоя Золотницкая
Даты проведения: 28 апреля — 30 июля 2017 года


28 апреля в Музее архитектуры имени А. В. Щусева и Фонде IN ARTIBUS откроется масштабный двухчастный проект «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященный 280-летию со дня рождения великого русского архитектора. 

Более 140 произведений, включающие графику, живопись,  скульптуру, декоративно-прикладное искусство, исторические артефакты и видео предстанут перед зрителями на обеих площадках и условно разделят экспозицию на семь частей. 

Работы великого зодчего на выставке будут дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как: Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и др.

В Музее архитектуры выставочный проект займет шесть залов главной Анфилады, параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная в 70-е годы XVIII века Баженовым. 

Первым зрителя встречает раздел «Пропилеи». В нём раскрывается веер возможных вариантов интерпретации темы «Готический вкус» в Век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эммануэля де Витте) будет соседствовать с рембрандтовским видом старого Амстердама, который, в свою очередь, рифмуется с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре (Театральная декорация Василия Баженова периода парижского ученичества) о парафразе рыцарских турниров – великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези.

По логике движения зритель продолжает знакомиться с «готическим вкусом» в разделе «Резиденция». Её залы станут словно изнаночной темой кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в «готическом вкусе», включая элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем. В центре внимания созданная Василием Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены филигранно выполненные обмерные чертежи Царицына советских архитекторов 1950-х годов.

Завершает анфиладу раздел «Храм». Его экспонаты – уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре Века Просвещения.

В Фонде IN ARTIBUS зрителя встречает раздел «Русское готическое». Пространство фонда преобразится в площадь, центром которой станут соборы Кремля и колокольня Ивана Великого из модели Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. Поскольку понятие «готическое» было подвижно, то при изображении древнерусских царей, героев и князей художники ориентировались на каноны театра. 

Театральная культура, риторика сцены, метафоры, символы становятся частью экспозиции в фонде IN ARTIBUS. В перспективных коридорах зала при входе мы видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е годы) и Екатерины Второй на коронации в Успенском соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). И та, и другая композиции вписываются в панегирическую театральную традицию. Создается некий диалог двух героев просвещенного спектакля в «готическом вкусе». Указующий на планы своих творений зодчий Баженов обращен к императрице Екатерине. На большой картине она принимает монарший венец в сердце «готической России» - Успенском соборе Кремля. При этом сама церемония, архитектура собора корректируются Торелли под влиянием именно театральных сюжетов XVIII века. Так вводятся два раздела «Императрица» и «Архитектор». 

Театральная символика определяет и завершающий экспозицию раздел «Турнир». Гравюры и скульптуры XVIII – первой половины XIX века воскрешают образ императорских праздников, ставших популярными в эпоху Екатерины II: конных каруселей. Их прототипом были рыцарские турниры «готических» времен. В Век Просвещения карусели становились зеркалом, в котором культура стремилась лицезреть свое парадное отражение.

В экспозициях обеих площадок представлены произведения из собраний Музея архитектуры имени А. В. Щусева, фонда IN ARTIBUS, Государственной Третьяковской галереи, Театрального музея имени А. А. Бахрушина, Музея-заповедника Царицыно, Российской государственной библиотеки и частных коллекций.

К открытию проекта будет подготовлен каталог на русском и английском языках. В рамках выставки пройдет масштабная образовательная программа, включающая круглый стол, лекции, экскурсии, кинопоказы и многое другое.

Программа мероприятий в рамках выставки «Готика Просвещения»

ЛЕКЦИИ

Стоимость билета на лекцию: 300 руб.
Стоимость льготного билета на лекцию – 200 руб.
Лекции проходят в Лекории МА по адресу ул. Воздвиженка, 5/25
Билеты поступают в продажу за 1 час до начала лекции.

11 мая, 19:00
Лекция Андрея Чекмарева
«Баженовское на русском пространстве. Архитектура в географии».

Очередной юбилей, все дальше отодвигающий от нас фигуру Баженова – повод вновь задуматься о его месте и роли в истории. Вклад Баженова, как и его наследие в разные времена пытались то расширить до уровня стиля эпохи, то сузить, ограничив лишь твердо подтвержденными чертежами и фактами. Часто упуская из вида, что в России XVIII века созданная им или под его влиянием архитектура не может быть целиком авторской по определению. Что творчество любого выдающегося мастера при русском дворе и под покровительством монарха – не только набор подписных творений, но и импульс, вектор, источник заимствований и интерпретаций. И в этом ракурсе все «баженовское» выходит далеко за рамки московского или петербургского архитектурного контекста, его география оказывается значительно шире. Его много на карте России, в самых далеких и неожиданных местах. Здесь и строительство помещиков и купцов, добывших проекты Баженова, подсмотревших его идеи, впечатлившихся его образами. И деятельность его учеников, подражавших его стилю, адаптировавших его мечты к своей реальности. И начавшееся с него увлечение «готическим», долго затем продолжавшееся по придуманным им образцам.

Лектор – Андрей Чекмарёв, искусствовед, историк архитектуры, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. Член правления Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ), организатор экспедиционных поездок по России и Европе. Исследователь усадебной культуры и архитектуры русской провинции, автор книг, научных статей, публичных лекций и фотовыставок. Преподавал историю архитектуры и изобразительного искусства в МГАХИ имени В.И. Сурикова и МАРХИ. 

18 мая, 19:00
Лекция Зои Золотницкой
«Модель Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова»

На лекции речь пойдет о знаменитой модели Большого Кремлевского дворца, созданной в 70-е годы XVIII века великим русским архитектором Василием Баженовым по заказу императрицы Екатерины II. Модель, сохранившаяся до наших дней, сегодня является уникальным памятником эпохи классицизма и одной из самых масштабных архитектурных моделей в мире. Ее создание было связано с амбициозными планами императрицы построить на месте кремлевских стен величайший дворец, свидетельствующий о силе и могуществе российской короны. Модель идеально воплощает замысел архитектора и отличается точным воспроизведением всех деталей. Это самый ранний в России проект классических дворцовых интерьеров такого масштаба и один из немногих дошедших до нас интерьеров Баженова.

Лектор – Зоя Валерьевна Золотницкая, искусствовед, старший научный сотрудник отдела хранения и реставрации трехмерных объектов МА, специалист по архитектуре XVIII - XIX веков

23 мая, 19:00
Лекция Сергея Хачатурова
«Готический и романтические вкусы в искусстве. От Века Просвещения до сегодняшнего дня»

В истории культуры всегда находятся нелюбимые дети – понятия, принципы, явления, опоздавшие, или, наоборот, опередившие ту эпоху, в которую они рождены. В XVIII столетии такими понятиями оказываются «готический» и «роман(т)ический». На примере феномена культуры Века Просвещения – «готического романа» - докладчик показывает путь поиска выхода за границы догм, правил, слишком рационально устроенной картины мира. Этот путь, тем не менее, ограничен некими трафаретами или матрицами организации культурного текста и общими конвенциями восприятия идей и эмоций. Заданные романической готикой Просвещения колебания между рацио и чувствами, иронией и искренностью, правилами и свободой как нельзя кстати принимаются сегодня молодыми художниками.

Лектор – Сергей Валерьевич Хачатуров, куратор выставки «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», российский арт-критик, теоретик, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

30 мая, 19:00
Лекция Павла Ермолова
«История создания архитектурного ансамбля Царицыно»

Лекция посвящена истории замысла и воплощения одного из самых масштабных и затратных архитектурных проектов екатерининской эпохи. Особое значение приобретает то, что на примере планирования и строительства архитектурного ансамбля Царицыно хорошо прослеживаются   творческие методы В.И.Баженова, организация и ведение работ, взаимоотношения заказчика и исполнителя. Интересен и сам культурный феномен "русской готики", возникший в рамках архитектуры классицизма. Однако невозможно ограничить тему  лишь драматической историей рождения и гибели баженовского замысла. Изменение политики и идеологии венценосного заказчика вызвало к жизни проект М.Ф. Казакова. Новая концепция дворцового комплекса была столь же хорошо продумана, архитектурное решение Большого дворца обладало несомненными художественными достоинствами и позволяло органично вписать в ансамбль постройки В.И.Баженова. Экономическая и политическая обстановка в стране, охлаждение императрицы к проекту, не позволили в полной мере реализовать и планы Казакова. Несмотря на это, царицынский архитектурный ансамбль может по праву считаться одним из выдающихся произведений архитекторов В.И.Баженова и М.Ф.Казакова.

Лектор – Павел Борисович Ермолов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно».

6 июня, 19:00
Лекция Анны Корнорф
«Готическая архитектура на театральной сцене «Просвещения»

Лектор – Анна Сергеевна Корндорф, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, специалист по архитектурной декорации придворного театра XVII–XVIII столетий, куратор выставки «Готика Просвещения».

20 июня, 19:00
Лекция Никиты Иващенко
«Готический вкус в современной русской архитектуре»

Готический вкус — понятие связанное с Веком Просвещения.  Сегодня оно не просто актуально, но и подчинено будто бы тем же механизмам восприятия средневековья, что и в XVIII-м веке. Тем не менее, сегодняшний человек обладает неизмеримо большим знанием о средневековье, чем человек XVIII века, поэтому сходство этого самого вкуса тогда и сейчас кажется странным. В XXI-м веке странными кажутся та наивность, иллюзорность и метафоричность обращения к Средним Векам, что отличают век XVIII-ый. Такая трансляция мирочувствования Века Просвещения в день сегодняшний рождает мысль о сознательном желании возврата в век исторической невинности с целью обустройства своего собственного мира респектабельной старины, укрупнения значимости собственной личности на фоне древности, лишенной конкретных и не всегда приятных исторических реалий. Архитектура русского постмодернизма имеет свою особенную стилизации «готики», основанную не только на опыте Века Просвещения, но и на традициях романтизма и ар-нуво. В рамках лекции будут рассмотрены примеры стилизации «готики» современной архитектуре России. 

Лектор – Никита Иващенко, искусствовед.

ЭКСКУРСИИ

По вторникам и четвергам в 19:00, согласно расписанию.
Запись на экскурсии осуществляется по телефону 8-495-690-05-51 или по электронной почте 6900551@muar.ru
Для посещения экскурсии необходимо в дополнение ко входному билету в музей приобрести экскурсионный билет стоимостью 150 руб. / 70 руб.

Экскурсия «Модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова»

В ходе экскурсии можно будет узнать, какое место традиционно занимал Кремлевский Дворец в Московском Кремле, почему молодой архитектор Василий Баженов закончил вновь созданную Академию Художеств всего за 3 года, в то время как обучение длилось более 15 лет и какую роль в его судьбе сыграл создатель МГУ — граф Шувалов. Участникам расскажут, откуда молодой архитектор привез искусство создания моделей из дерева и пробки, и почему для строительства Большого Кремлевского дворца он предлагал снести все существующие строения на территории Кремля. а также, почему Екатерина Великая уже после разбора Кремлевской стены и закладки фундамента будущего строения, отменила строительство колоссального сооружения. Будет показан уникальный памятник эпохи классицизма и самая крупная архитектурная модель в мире, чье создание было связано с амбициозными планами Екатерины II: построить на месте кремлевских стен величайший дворец, свидетельствующий о силе и могуществе российской короны.

Экскурсия «Готика Просвещения»

«Готический вкус» давно привлекает специалистов, но тем не менее никем не рассматривался как сюжет огромной выставки. На экскурсии вы узнаете об идеях и смыслах, связанных с русской готикой, помогающих лучше понять диалог века Просвещения и века сегодняшнего. Слушатели узнают о дворцах и усадьбах, спроектированных Василием Баженовым и Матвеем Казаковым в «готическом вкусе», включающие элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем. В центре внимания окажется созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно, а также редкие листы московской архитектурной школы времен классицизма, что позволит зрителям посмотреть на историю глазами просвещенного человека XVIII столетия и увидеть «готическое» в самых неожиданных явлениях русской и европейской культуры».

КОНФЕРЕНЦИЯ «ВАСИЛИЙ БАЖЕНОВ И ГРЕКО-ГОТИЧЕСКИЙ ВКУС»
18 МАЯ, 10:00
Место проведения – Фонд In Artibus Foundation
Начало утреннего заседания – 10:00.  Вход свободный.

Государственный институт искусствознания и некоммерческий фонд поддержки искусства IN ARTIBUS приглашают принять участие в международной конференции к 280-летию со дня рождения Василия Баженова «Василий Баженов и греко-готический вкус». 
В фокусе внимания конференции феномен понимания истории в искусстве Века Просвещения. Это понимание  сущностно отличалось от нашего. Исторический процесс не интерпретировали в строгой хронологической последовательности периодов, эпох и стилей, а считали стимулирующей воображение и пробуж-дающей нравственные чувства метафорой. Тогда-то и родилось понятие «греко-готический» стиль, апологетом которого в архитектуре выступил Василий Баженов.

Понятие «греко-готический» связано с необычайно активным диалогом европейской и русской культур XVIII столетия и упомянутым мифологическим отно-шением к событиям истории. Мир готического в Век Просвещения не был точно исторически определен. Под этим словом подразумевали все древнее, «варварское», не согретое лучами классического, «правильного» вкуса. Готическими именовали и древнерусские памятники архитектуры. А саму эпоху Древней Руси сближали с временами рыцарских преданий Западной Европы.

Во Франции в то время, когда там учился Василий Баженов, «греко-готическими» называли постройки, в которых логика строения и пропорций классической ордерной архитектуры «подправлялась» дерзкими конструктивными решениями западноевропейской готики, сообщавшей «изящному вкусу» «огромность и величие». То есть те возвышенные качества, что Эдмунд  Берк считал обязательными для полноценного эстетического опыта. Образцовый пример реализованного «греко-готического» вкуса – церковь Святой Женевьевы (Пантеон) Суффло, фасад церкви Сен-Сюльпис Сервандони. Их выделял в своем кратком обзоре лучшей современной архитектуры Западной Европы и Василий Баженов. В России этот греко-готический урок помимо Баженова (церковь в Быкове) усвоил Иван Старов (собор Александро-Невской лавры). В Царицыно хрупкое готическое покрывало одевает классические по логике пропорциональных отношений павильоны, ажурная оболочка которых позволяет сопоставить их с отелями французского рококо.

Подобное же греко-готическое бликование, стрельчатая сквознота героических антикизированных сюжетов определяет знакомство с литературными и изобразительными сюжетами той эпохи, организует имиджевую политику императрицы Екатерины Великой. Синонимом “романического” и “готического” в те времена было “рыцарское”. Просветительский дискурс способствовал тому, что к середине XVIII века многие переводные рыцарские романы сближаются с рус-ским фольклором и осознаются в границах единого “готического”, “романического”, “сказочного” повествования. Осознать готические сюжеты как рыцарскую повесть, которая в свою очередь ассоциируется с историей древних, византийских, («греческих») правителей, помогала риторическая культура барочного и просвещенного театра.

Утреннее заседание откроют директор ГИИ Н.В.Сиповская, президент фонда И.Б. Баженова и ректор МАРХИ Д.О.Швидковский. В программе конференции  - выступления и доклады ведущих искусствоведов и специалистов по истории архитектуры из Сорбонны (Франция), Государственного института искусствознания, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, МГУ им. Ломоносова, Музея архитектуры им. Щусева, МАРХИ.

КОНЦЕРТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Выступления будут проходить в выставочном пространстве Музея Архитектуры по адресу ул. Воздвиженка, 5/25

/июнь/ Концерт симфонического оркестра БСО
/июнь/ Концерт классической музыки XVIII века от коллектива «Les Moscovites»
/июнь/ Концерт для Валторны и фортепиано

ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

Выступления будут проходить в выставочном пространстве Музея Архитектуры по адресу ул. Воздвиженка, 5/25

/июнь/ Поэтический вечер Никиты Кукушкина, посвященный творчеству Жуковского


Аккредитация СМИ и дополнительная информация:
Музей Архитектуры имени А. В. Щусева (ул. Воздвиженка, 5/25)
+ 7 (495) 697-38-74, +7 (967) 182-13-91, pr@muar.ru, www.muar.ru
Фонд IN ARTIBUS (Пречистенская наб., 17)
+7(495) 640-02-49, +7(926) 727-17-85, pr@inartibus.org, www.inartibus.org

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)

Новости

Страницы