Конкурс на разработку архитектурной концепции Татарского Государственного Академического Театра им. Галиасгара Камала

Конкурс на разработку архитектурной концепции Татарского Государственного Академического Театра им. Галиасгара Камала

23 июля 2021 г. на Большой сцене театра Камала был дан старт Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского Государственного Академического Театра им. Галиасгара Камала. В мероприятии приняли участие Мэр Казани Ильсур Метшин, Министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова, главный режиссер Татарского государственного академического театра им. Г. Камала Фарид Бикчантаев, помощник Президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова, соучредитель Международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab» Сергей Георгиевский.



График проведения конкурса:

23 июля 2021 – Старт конкурса, пресс-конференция
22 сентября 2021 – Окончание приёма заявок
27 сентября 2021 – Первое заседание Экспертного совета
28 сентября 2021 – Заседание Жюри конкурса
11 - 12 октября 2021 – Выездной семинар для Финалистов
13 января 2022 – Окончание приёма конкурсных предложений
26 января 2022 – Второе заседание Экспертного совета
27 января 2022 – Заседание Жюри по выбору Победителя

Цель конкурса: выбор оптимальной архитектурной концепции Театра Камала, позволяющие создать на берегу озера Нижний Кабан новый объект культуры, предоставляющий жителям и гостям Казани возможность всесезонного просвещения, отдыха и проведения досуга.

Задачи конкурса:

  • Приоритет в сохранении и развитии татарской национальной культуры и языка;
  • Сохранение уникальных национальных черт в архитектурном облике и орнаменте здания;
  • Создание современного культурного пространства, востребованного жителями Казани, туристами и всеми 4. потенциальными татарскими зрителями, живущими в разных уголках России и мира;
  • Развитие новых форматов публичной работы - просветительских (лекции, дискуссии, кинопоказы) и образовательных (кружки, школы, лаборатории) форматов для привлечения новых аудиторий;
  • Включение театра в экосистему Озера Кабан;
  • Рост эффективности работы и улучшения условий труда сотрудников театра с учетом сценариев индивидуальных посещений всеми категориями пользователей.

Ильсур Метшин, мэр города Казани:

«Поскольку значение камаловского театра, как первого национального театра со столетней историей, велико не только для Казани и казанцев, но и для всего татарского мира, мы хотим подойти к реализации этого проекта с самых максималистских позиций. Именно поэтому проект выносится на международный конкурс. Сегодня к проектированию всех территорий и объектов, имеющих для города особое значение, мы привлекаем международные силы. Набережная Кабана в ее современном виде – это тоже результат международного конкурса, хотя на начальном этапе было немало скептиков. Мы получили уникальную набережную, которая сегодня любима казанцами и вызывает восхищение у наших гостей. Такой же достойный результат мы ожидаем и от этого конкурса».

Фарид Бикчантаев, главный режиссер Татарского государственного академического театра им. Г. Камала:

«Создание новых пространств связано как с запросом на увеличение площади, так и с развитием самого театра, рефлексией о его месте в современном обществе и роли в культуре Татарстана. Нам не хватает репетиционных помещений, обустроенных гримерных, у нас нет танцзала, пространства, где актеры могли бы проводить самостоятельные занятия, дефицит производственных помещений для хранения декораций, реквизита, костюмов, у нас сейчас созданы очень скромные условия для обслуживающего персонала (они ведь тоже участники общего творческого процесса). Но самое важное, что у нас нет современной сценической площадки, которая бы давала возможность режиссерам и художникам не только свободно творить, фантазировать, претворяя в жизнь, как принято говорить, свои самые смелые идеи. Речь не о конкретных людях, а о театральном искусстве, которое не имеет права стоять на месте в том числе и сфере технической. Еще Карим Тинчурин говорил, что театр должен использовать все достижения современного искусства в своей работе, чтобы быть способным передать современные ритмы».

Конкурс проводится до 27 января 2022 года. В нем могут принять участие как российские, так и иностранные компании. Претенденты могут объединиться в Консорциумы, при формировании которых приветствуется включение профессиональных команд из Республики Татарстан.

Наталия Фишман-Бекмамбетова, помощник Президента Республики Татарстан:

«Жюри будет приветствовать в консорциумах наличие казанских команд. Чтобы учитывать контекст, а потом реализовать проект, нам важно, чтобы казанцы изначально были участниками консорциумов. Мы понимаем, что это колоссальный толчок для роста локальных компетенций. Люди, которые участвуют в международных конкурсах, а потом реализуют проекты в партнерстве с международными специалистами — это другого уровня работы. Мы это видим по результатам, которые мы получаем от наших архитекторов. Мы следим за реакцией казанцев. Здание будет стоять в парке, все коммуникации, парковки — все будет унесено под землю. Та, территория, которая планировалась как парк, она и будет парковой зоной со зданием театра. Ни в коем случае мы не будем застраивать эту территорию, мостить ее. Это часть технического задания конкурса. Это требование, которое мы будем предъявлять к участникам».

Конкурс будет проводиться с учетом Рекомендаций ЮНЕСКО, касающихся международных конкурсов по архитектуре и градостроительству.

Победителем будет признан автор лучшего конкурсного предложения, выбранного в результате голосования членов Жюри конкурса. По итогам заседания Жюри Победителю и двум финалистам будет произведена доплата в соответствующем размере:

  • Вознаграждение Победителю – 2 500 000 рублей;
  • Вознаграждение 2 место – 1 500 000 рублей;
  • Вознаграждение 3 место – 1 000 000 рублей.

Инициаторами конкурса являются Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Татарский государственный Академический театр им. Г. Камала. Конкурс проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета города Казани и Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Оператором Конкурса выступает Международная урбанистическая лаборатория «ЦЕНТР Lab».

За последние 6 лет Республика Татарстан провела несколько десятков открытых профессиональных конкурсов. Их финалисты и победители стали партнёрами Республики на долгие годы и получили возможность реализовать свои проекты.

Ярким примером стала система озёр Кабан. Конкурсный проект не только был реализован, но и снискал целый ряд престижных архитектурных премий, включая специальный приз американской ASLA – International Planning Excellence Awards 2019 в номинации Grand Award for Urban Design / Kevin Lynch Award.

Новое здание Татарского государственного академического театра им. Г. Камала планируется построить между улицей Хади Такташа и озером Нижний Кабан.

Ирада Аюпова, Министр культуры Республики Татарстан:

«Для нас для всех это место стало родным, стало частью традиции. На новом месте мы можем построить здание, которое будет отвечать всем современным требованиям организации театрального процесса, но при этом и сохранит наш колорит национального театра, нашей жемчужины».

Принципы проектирования

Уважение / В основе проектирования – уважение к каждому будущему пользователю пространства, как зрителю, так и сотруднику театра.

Нацеленность в будущее / Пространства должны давать ресурсы для развития театра и не ограничивать его будущее.

Самостоятельность и инклюзия / Пространства должны помогать самостоятельности и автономности каждого посетителя, не требуя от него экспертности. Это подразумевает также инклюзивность пространств с учетом интересов маломобильных групп, людей с ослабленным слухом или зрением и других особенных аудиторий.

Преемственность / Необходимость обеспечить преемственность традиции театра: дать возможность привлекательной репрезентации его истории и современной деятельности в будущих пространствах.

Включение в город / Театр – часть городской среды. Новые пространства должны помочь театру вписаться в новую жизнь озера Кабан с учетом исторического и градостроительного контекста.

Официальный сайт конкурса: http://theatre.tatar/

Завершился приём заявок на разработку архитектурной концепции театра им. Галиасгара Камала

Завершился приём заявок на разработку архитектурной концепции театра им. Галиасгара Камала

22 сентября завершился приём заявок на участие в Открытом международном конкурсе на разработку архитектурной концепции Татарского государственного Академического театра им. Галиасгара Камала. В конкурсе приняли участие 537 архитекторов. На разработку концепции нового здания театра претендуют в том числе бюро, проекты которых получили всемирную известность. По правилам конкурса – они опираются на стандарты ЮНЕСКО о международных конкурсах в области архитектуры и градостроительства – команды останутся анонимными для жюри и экспертного совета до объявления финалистов.

Подать заявку бюро могли на сайте theatre.tatar. Конкурсанты предоставляли портфолио из минимум 5 своих проектов и эссе, где раскрыта ключевая идея развития территории и описаны подходы к разработке нового здания Театра Камала. Важное условие – учесть уникальный имидж, национальную значимость, преемственность традиций и потенциал местоположения на берегу озера Кабан.

География конкурсантов обширная – 14 стран мира. Участвуют архитектурные бюро из следующих городов: Алма-Ата, Барселона, Больцано, Брюссель, Вена, Гаага, Ившем, Лондон, Мумбаи, Нант, Нью- Йорк, Париж, Рим, Токио, Флоренция, Чикаго, Шанхай, Штутгарт, а также российские компании из Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Набережных Челнов, Екатеринбурга, Нижнекамска, Махачкалы, Ростова-на-Дону, Сочи, Уфы.

Команды, подавшие заявку, разделились на 26 консорциумов – по правилам конкурса зарубежные архбюро объединяются с российскими компаниями, и 13 индивидуальных конкурсантов – юридические лица и предприниматели, которые работают на территории Российской Федерации.

В октябре жюри под председательством мэра Казани Ильсура Метшина определит 7 финалистов, которые создадут и представят на конкурс проекты нового здания театра. Победителя объявят 3 февраля 2022 года.


 

Определены 8 финалистов, которые разработают концепцию нового здания театра Камала

12 октября 2021 г. в Казани состоялось заседание жюри Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского государственного Академического театра им. Галиасгара Камала.

Жюри под председательством мэра города Ильсура Метшина рассматривало заявки от 26 консорциумов и 13 индивидуальных конкурсантов из 14 стран мира. Эксперты оценивали участников по нескольким критериям: релевантность и степень реализации проектов, представленных в портфолио, содержание эссе и предлагаемая идея будущего театра.

Ильсур Метшин, мэр Казани, председатель жюри:

«Президентом Республики Рустамом Миннихановым поставлена задача максимально ответственно подойти к реализации данного проекта. Ключевая архитектурная концепция должна учитывать концепцию устойчивого развития исторического центра Казани. Новый театр должен гармонично влиться в контекст набережной и всей Старо-Татарской слободы и стать уникальной достопримечательностью, как в свое время ей стало нынешнее здание».

По итогам рассмотрения в финал вышли 8 консорциумов:

  • Консорциум под лидерством: Архитектурная практика Новиковых (Казань)

Члены консорциума: Borgos Pieper (Барселона, Испания), Theatre Projects (Лондон, Великобритания)
Их известные проекты: Набережная озера Нижний Кабан в Казани (Россия), Центральный парк Валенсии (Испания), Норвежский национальный Театр Оперы и Балета в Осло (Норвегия)

  • Консорциум под лидерством: Metropolis (Москва)

Член консорциума: Coop Himmelb(l)au (Вена, Австрия)
Их известные проекты: Театр Оперы и Балета в Севастополе (Россия), Пусанский киноцентр (Южная Корея), Музейно-театральный комплекс в Кемерово (Россия)

  • Консорциум «Лаборатория театра» под лидерством: Архитектурное бюро «Рождественка» (Москва)

Член консорциума: BURO SMART (Санкт-Петербург/Москва)
Их известные проекты: «Площадь 1000-летия Алматы» (Казахстан)

  • Консорциум под лидерством: Архитектурное бюро Megabudka (Москва)

Члены консорциума: Архитектурное бюро FORM (Москва), ZARF architects (Казань)
Их известные проекты: Центр гостеприимства природного парка «Кудыкина гора» (Россия), здание Музея современного искусства «Гараж» (совместно с ОМА, Россия)

  • Консорциум «Восточный ветер» под лидерством: Казанский государственный архитектурно-строительный университет (Казань)

Члены консорциума: DA! Architects(Шанхай, Китай), Dialog urban planning (Казань)
Их известные проекты: II очередь благоустройства Набережной озера Кабан (Россия)

  • Консорциум под лидерством: Бюро Wowhaus (Москва)

Члены консорциума: Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek (Штутгарт, Германия)
Их известные проекты: Электротеатр «Станиславский» (Россия), Консерватория им. Дариюса Мийо, Центр искусств и культуры в Безансоне (Франция)

  • Консорциум под лидерством: Творческое производственное объединение «ПРАЙД» (Москва)

Члены консорциума: Zaha Hadid Architects (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Лондон, Великобритания), Theatre Projects (Лондон, Великобритания)
Их известные проекты: Центр Гейдара Алиева в Баку (Азербайджан), Оперный театр в Гуанчжоу (Китай), Международный культурный центр Чанша Мэйсиху (Китай)

  • Консорциум под лидерством: Bespoke Architects (Казань)

Член консорциума: Asif Khan Studio (Лондон, Англия)
Их известные проекты: Порталы из углеродного волокна для входа в общественные пространства в Dubai Expo 2020 (ОАЭ), Бизнес-центр «Урбан» (Россия)

Фаррух Дерахшани, международный куратор конкурса:

«Участвуют прекрасные кандидаты. Все они представляют собой команды, куда входят специалисты из разных стран мира. Наша задача на этом этапе – объяснить, в чем заключается специфика Республики Татарстан. Мы должны познакомить их с нюансами культуры татар – создать команду, которая поможет понять, в чем специфика Казани и особенность Татарстана. Это сильно поможет в работе над проектами».

В составе жюри представители Правительства Татарстана, исполнительного комитета Казани, эксперты федерального уровня в сфере архитектуры, деятели татарской науки и культуры, звезды театрального мира и культурной сферы. С полным списком жюри можно ознакомиться на официальном сайте конкурса https://theatre.tatar/.

Фарид Бикчантаев, главный режиссер Татарского государственного Академического театра имени Галиасгара Камала:

«Я считаю, экспертным советом и членами жюри были приняты правильные решения. Мне кажутся они не только правильными, но и сделанными с большой любовью к театру, к людям, которые работают здесь, к республике. Это только начало, а впереди нас ждет огромная работа. Надеемся, что в проектах будут учтены все пожелания наших сотрудников и зрителей».

Работа с финалистами продолжится в очно-заочном формате. В конце октября пройдут онлайн-семинары, которые погрузят участников в градостроительный и культурный контекст территории. Финалисты увидят спектакли Театра Камала с переводом на русский и английский языки, познакомятся с труппой театра. В конце ноября финалисты приедут в Казань на установочный семинар, в ходе которого осмотрят конкурсную территорию. Их ждут лекции о художественной культуре татар, посещение театров, спектакли театра горожан, рабочие встречи и круглые столы. Свои концепции финалисты должны представить 20 января 2022 г. Итоговые результаты конкурса будут объявлены на финальном заседании жюри в феврале.

С портфолио финалистов можно ознакомиться по ссылке


Установочный семинар для финалистов конкурса на разработку архитектурной концепции Театра Камала

Установочный семинар для финалистов конкурса на разработку архитектурной концепции Театра Камала

27-28 ноября 2021 г. в Казани прошёл Установочный семинар для финалистов Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского государственного Академического театра им. Галиасгара Камала. 22 финалиста из Австрии, Великобритании, Испании, России и Японии встретились с представителями Театра Камала и другими экспертами, изучили территорию строительства нового здания и узнали о традициях и культуре Татарстана.

Одним из ключевых моментов Установочного семинара стал осмотр территории строительства будущего здания. Финалисты смогли ближе ознакомиться с расположением конкурсной территории и особенностями местности, эксперты рассказали о визуальных доминантах, градостроительном видении развития территории и транспортных связях, так как один из главных вопросов для финалистов – развитие общественного транспорта в районе нового театра.

В Присутственных местах Казанского Кремля состоялась рабочая встреча в формате Q&A, на которой обсуждались изменения в функциональном задании, возникшие после запросов архитекторов. Финалисты также смогли задать все интересующие их вопросы экспертам и представителям ведомств, ответственных за будущее строительство нового здания театра. Во встрече приняли участие Министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова, главный режиссёр Театра Камала Фарид Бикчантаев, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, помощник Президента Республики Татарстан и сопредседатель экспертного совета конкурса Наталия Фишман-Бекмамбетова, директор театра Ильфир Якупов, соавтор функционального задания для нового здания театра Мария Игнатьева и другие специалисты.

В своем приветственном видеообращении к финалистам мэр Казани Ильсур Метшин отметил:

«Последние годы в Татарстане ознаменованы перезапуском культурных учреждений – от районных домов культуры до главного татарского театра и крупнейшей библиотеки столицы. Татарстан передовой регион России с точки зрения поддержки культуры и развития креативного сектора экономики. Республика регулярно выступает пилотной площадкой для федеральных программ и создает инновационные практики, которые затем масштабируются на всю страну. Конкурс на разработку нового здания Театра Камала – это новый этап культурного развития Казани. Работа строится на принципах открытости  и партнерства».

В свою очередь, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина обратилась к участникам с просьбой, чтобы «их решения помогли связать всю территорию, так как сейчас она выглядит дисгармонично. Здание должно максимально увязать, примирить всю сложную ситуацию и дать толчок для развития новой территории».

Свое ключевое пожелание к финалистам высказала и Наталия Фишман-Бекмамбетова:

«Важно, что вы посмотрели территорию, что у вас будут индивидуальные консультации с главным архитектором, технические вопросы очень важны. Но самое главное – это поймать дух места, понять содержательную культуру жителей и постараться ей ответить. Постараться сделать что-то, что люди примут как свое. Мы должны предложить им такое здание, в котором они узнают себя. Иначе этот проект не будет принят сообществом».

Экскурсия по Театру Камала помогла участникам прочувствовать дух театра и лучше узнать о важных деталях работы цехов, которые должны быть учтены в ходе разработки архитектурных концепций. Участники спустились под сцену, посетили гримёрки, поднялись под крышу в бутафорский цех, увидели более 1000 костюмов из прошлых и нынешних спектаклей Камаловского.

Установочный семинар для финалистов конкурса на разработку архитектурной концепции Театра Камала

Фарид Бикчантаев, главный режиссер Театра Камала:

«Я понимаю основной вопрос архитекторов – каким должен быть будущий театр. Вы видели место, где он разместится: это вода, это парк, это небо над Казанью. Поэтому, конечно же, нам хочется, чтобы здесь было светло, доступно. У вас есть прекрасная возможность, которая выпадает не каждому архитектору: строить театр! Я родился в Казани, я родился в этом театре. Я – дитя этого театра. Для меня он как воздух, как дышать, как мама, как папа, как Казань, как весь наш народ… Поэтому, вы должны понимать, как мне дорог этот проект».

Большое впечатление на финалистов произвела постановка «Тамашачы тамашасы (Представление зрителей)», которая была специально подготовлена для архитекторов режиссерами Ксенией Шачневой и Гюльнарой Фазлиахметовой. В спектакле принимали участие не профессиональные актеры, а горожане, которые делились своими переживаниями относительно нового здания театра, рассказывали о своих ожиданиях, высказывали свои пожелания, что бы они хотели бы в нём увидеть. По завершении показа сопредседатели экспертного совета Наталия Фишман-Бекмамбетова и Ильфир Якупов пригласили участников постановки войти в экспертный совет конкурса.

Установочный семинар для финалистов конкурса на разработку архитектурной концепции Театра Камала

На следующий день финалисты посетили экскурсию по Казани от соучредителя института городских исследований «Тамга», соавтора Концепции устойчивого развития исторического поселения Казань Марьи Леонтьевой, сотрудницы музея Ш. Марджани Дины Хабибулиной, популяризатора краеведения и городского активиста Радифа Кашапова, архитекторов Гульнары Аскаровой и Марселя Искандарова. Эксперты рассказали об истории Старо-татарской, Суконной, Архангельской слобод, укладах жизни и городской культуре. Разнообразный контекст, архитектура вокруг озер Кабан и будущие преобразования вблизи конкурсной территории показывают значимость будущего здания Театра Камала для изменения имиджа Вахитовского района и культурной повестки города. Экскурсия завершилась в Национальной библиотеке Республики Татарстан, где финалистов впечатлила инсталляция, посвящённая истории татарской письменности и выставка «Глобальный мир татарской книжности».

На малой сцене Театра Камала состоялось Ток-шоу «Театр Камала в 2056 году», в котором приняли участие директор Театра Камала Ильфир Якупов, главный режиссёр Театра Камала Фарид Бикчантаев, главный художник Театра Камала Сергей Скоморохов. Модератором выступил преподаватель архитектурной школы МАРШ Александр Острогорский. Участники дискуссии обсудили культурный контекст Театра Камала, его интеллектуальную и творческую историю и что он предлагает современному зрителю, традиции тюркского театра и знаковые постановки, современную визуальную культуру.

В финале семинара участники посетили Национальный музей Республики Татарстан и посмотрели фэшн-фильма «Юха» с комментариями автора Тани Черногузовой: таким образом, программа завершилась современным прочтением татарской визуальной культуры от молодых казанцев.


СПРАВКА

Театр Камала – старейший национальный театр России – был основан в 1906 году. В нынешнем здании на берегу Кабана театр работает с 1985 года. Географически Театр Камала занимает центральное положение – между историческими русской и татарской частями Казани, между холмистым центром города и низменностью за озером Кабан. Понятие центра применимо к театру и символически – это место пересечения, смешения и взаимовыгодного обмена между культурами татар, русских и представителей других проживающих в республике народов. С архитектурной точки зрения театр также играет центральную роль – здание-парусник на берегу озера является ключевой городской доминантой в районе Булака, Кабана и улицы Татарстан.

Его уникальность обеспечивается эклектичностью репертуара, использованием разных театральных языков и техник, универсальностью и гибкостью актерской труппы команды театра в целом, многообразием форм деятельности – от театральной до образовательной. Не ограничиваясь исключительно театрально-художественной деятельностью, театр всегда играл роль центра просвещения и образования. Театр много лет проводит форумы, объединяющие деятелей тюркоязычных театров стран СНГ, и активно сотрудничает с европейскими театрами.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)