Хвойные кустарники как элемент ландшафтного решения

Применение хвойных деревьев и кустарников в ландшафтном дизайне имеет давнюю традицию. Большая часть хвойных растений, популярных благодаря своим эстетическим качествам, в естественной среде произрастает в климате, близком к средиземноморскому, а стало быть, не могла быть игнорирована первыми садоводами древности.

Крупные представители хвойных деревьев - сосна, ель, лиственница, кедр – в особых представлениях не нуждаются – большинство лесов России представлены именно хвойными породами. Возможно в этой «знакомости» кроется некоторое игнорирование в применении хвойных крупномеров в озеленении наших городов. Большинство же хвойных кустарников (кроме некоторых видов можжевельника) не являются эндемичными для наших широт, но, не смотря на южное происхождение, многие виды имеют высокую морозостойкость (например, туя) и прекрасно адаптируются к условиям средней полосы и северо-запада России, Урала и Сибири.

Можжевельник китайский "Blue Alps"

Широкое видовое разнообразие позволяет применять хвойные кустарники и деревья для организации садово-паркового ландшафта в самых разных стилях и объёмах. Стройные торжественные кипарисы могут выступать высотной доминантой композиции, туи и можжевельники могут быть применены как в качестве живой изгороди или топиари, так и в свободной композиции. Разнообразные сорта горной сосны помогут реализовать композицию альпийского сада.

В целом правила формирования ландшафта с применением хвойных кустарников и деревьев общие:

  1. Осуществлять ландшафтные работы по проекту с учетом перспективного роста растений
  2. Приобретать хвойные посадочные материалы в питомниках (растения адаптированные к климатическим условиям конкретного региона; гарантия сортового соответствия и здоровья растений)
  3. Ознакомиться с особенностями ухода за растениями и следовать им

Соблюдая общепринятые правила реализации проекта ландшафтного дизайна не лишним будет задуматься не только об эстетических свойствах композиции, но и о символическом значении элементов и композиции в целом.

Туя западная "Golden Globe"

Мифология хвойных деревьев и кустарников

Для большинства современных обывателей мифология и понятие символа перестали быть понятными. Предметные композиции, как правило, составляются по примерным эстетическим характеристикам, сочетаниям цвета и формы, без придания им какого бы то ни было смысла. Это признаки современного, «товарного» подхода. Однако сложно представить сад эпохи Ренессанса или классицизма, основанный на античной традиции, или японский сад, насыщенный буддистскими аллегориями, создатель которого составлял бы композицию в духе флористического «ассорти», размышляя – что бы еще куда «воткнуть». Образованный  посетитель сада должен был воспринимать не только эстетическую, но и этическую составляющую композиции – это отличает произведение садово-паркового искусства от грядки с зеленью.

Для восприятия композиции сада важны многие факторы – точка восприятия, последовательность, освещенность, сезон, масштаб, запах, сочетание объёмов и форм. Но также важны и символы, представленные в самих растениях. Благодаря вечной зелени и способности произрастать на скалистых ландшафтах и песчаных грунтах хвойные кустарники и деревья стали символом жизни и долголетия. К примеру, ненаучное название популярной в ландшафтной архитектуре туи западной (Thuja occidentalis) – «Жизненное дерево». Правда, не во всех культурах понятие вечности носит жизнерадостную коннотацию – древние греки со своей тягой к рефлексии по поводу смерти не преминули наделить кипарис вечной печалью.

Сосна горная "Golden Glow"

Способность хвойных растений оставаться вечнозелеными - это не только признак долголетия, но и символ упорности, незыблемости, способности противостоять стихии. В китайской культурной традиции способность сосны создавать парные стволы воспринимается как символ супружеской верности.

Фитонциды, содержащиеся в эфирных маслах хвойных деревьев и кустарников, обладают способностью убивать или замедлять рост болезнетворных бактерий. Не имея понятия о микробиологии, человек с древних времен обратил внимание на это целительное свойство, наделив хвойные растения способностью противостоять злым силам. Можжевельник (верес) в кельтской, германской и славянской культуре воспринимался как защитник от злых духов, а в зороастризме был прямой запрет на использование можжевельника – священного дерева – как обычного топлива.

Другое качество хвойных растений - способность создавать густую, зачастую сложно переплетенную, светонепроницаемую крону – способствовало восприятию этих растений как маркер скрытности, охраняющий тайну, как медиатор между миром познаваемым и скрытым. Во многих легендах вход в иной мир помещался рядом с можжевельником. В дальнейшем, уже в христианской европейской мифологии, можжевельник выступает как спаситель Спасителя, укрыв младенца-Христа от преследований царя Ирода. 

В целом же набор мифологем и смыслов, связанных с хвойными деревьями и кустарниками, очень объёмен и не дает возможности раскрыть тему в одной статье. Чего только стоит история одной ели! Можно верить или не верить в мифологию, но знать миф и уметь читать символы и выражать идеи языком символов – полезный навык.

Giusti Garden. Verona

Все мы восхищаемся классическими произведениями садово-паркового искусства, несущими в себе идею и реализованными с мастерством. Обладая знанием и желанием, можно попытаться реализовать свой сад, вложив в него смысл. Возможно тогда при взгляде на величественное стройное растение вместо восклицания «ой, какие милые кустики» возникнет образ, что это Кипарис, превращенный Аполлоном в дерево, вечно оплакивает убитого им оленя.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)